Особенности сенсорного развития дошкольника

Сенсорное развитие дошкольника предполагает усвоение представлений (образов) о различных свойства и отношения предметов и явлений, освоение новых действий восприятия, позволяющие полнее и розчленова Аниш воспринимать окружающий мир Как известно, уже в раннем возрасте ребенок имеет определенный запас представлений о различных свойствах предметов, некоторые из них начинают играть роль образцов, с которыми она пор ивнюе свойства новых предметов в процессе их восприятияя.

В дошкольном детстве происходит переход от использования предметных образцов, которые являются результатом личного сенсорного опыта, к использованию общепринятых сенсорных эталонов - произведенных чел дством представлений об основных варианта каждого вида свойств и отношений (цветов, форм, размеров предметов, их расположение в пространстве, высоты звуков и т.п.) Например, при восприятии формы эталонами является представление о геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), при восприятии цвета - представление о семи основных цветов спектра, при восприятии пространства - представление о направлениях (слева, право руч, спереди, сзади), при восприятии времени - представление о прошлом, настоящем, будущем (вчера, сегодня, завтра), продолжительность временных периодов (день, сутки, неделю, месяц, время года, год).

Необходимые условия для овладения общепринятых эталонов впервые создаются при продуктивных видов деятельности Когда перед ребенком ставят задачу воспроизвести на рисунке, аппликации, в конструкции определенный предмет, она старается сопоставить особенности этого предмета с особенностями имеющегося материала Осложнения продуктивных видов деятельности обусловливает усвоение ребенком новых эталонов, большинство из которых она овладевает до 4-5 рокиів.

Определенные особенности имеет восприятие дошкольниками величины Они усваивают представление об отношении между предметами по размеру Эти отношения основываются на сравнении их размеров (большой, малый, очень вели икий т.д.о).

Усвоение сенсорных эталонов является одним из аспектов развития ориентации ребенка в свойствах предметов Второй аспект заключается в совершенствовании действий восприятия (пер-цептивних действий) На протяжении дошкольного младенцев нство формируются три основных вида действий восприятия: идентификация, отношение к эталону и моделирование Отличие между этими действиями обусловливается соотношением между свойствами предметов, которые ребенок с принимает, и эталонами, с помощью которых эти свойства отражаютсяься.

Перцептивные действия идентификации (обозначение) выполняют при условии, что свойство воспринятого предмета полностью совпадает с эталоном Они заключаются в выборе подходящего эталона и установлении идентичности предмета (мяч круглый)

Перцептивные действия отношения к эталону выполняются тогда, когда свойства воспринятого предмета не совпадает с известным ребенку эталоном Они заключаются в выяснении определенных (часто несущественных) свойств предмета и установлении его идентичным ности к эталону (черный предмет - собака).

Перцептивные действия моделирования дети совершают в процессе восприятия объектов со сложными свойствами, которые вообще могут быть выяснены не с помощью одного эталона, а с использованием двух или более их (например, форма равно оповерхового дома.

В процессе построения дошкольником моделей определенных предметов в игре и их сравнение с другими предметами формируется умение различать сложную форму, а моделирование становится способом анализа формы предмета Внешне ишни действия по моделированию предметов сложной формы инте-риоризуються (переходят во внутренний план), и у детей формируется моделирующая действие восприятиия.

Представление о предмете и его свойства возникает раньше, чем представление о пространстве, и является его основой Дальнейшее развитие ориентации в пространстве заключается в том, что дети начинают различать отношения между пр редметамы (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими предметами и т.п.) Только в конце дошкольного возраста (не у всех детей) формируется представление о пространстве, не зависит от местонахождения ребенка, точки отсчетку.

Ориентировка во времени вызывает дошкольнику больше трудностей, чем ориентировка в пространстве, поскольку порой невозможно осуществлять действия: любые действия происходят во времени, а не со временем Представление о времени эт связанное с усвоением его конкретных параметров (час, минута, секунда) Сделать это не так легко, поскольку эти параметры являются условными и относительнымми.

В дошкольном возрасте ребенок не ориентируется во времени Небольшие его отрезки она учится выделять на основе собственной деятельности, несмотря на то, что за определенное время можно сделать, какой результат получить

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter