Психологическое развитие дошкольника

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Содержание

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Введение

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">1. Теоретические основы организации педагогического процесса для дошкольников

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">1.1 Предмет и структура педагогической психологии

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">.2 Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Методика проведения дидактических игр

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">.1 Психологические особенности эмоционального развития дошкольника

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">.2 Конспект обучающего занятия на тему: «Эмоции»

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Заключение

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Список использованных источников

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">

Введение

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованной учебно-воспитательной деятельности, а также взаимосвязи между обучением и развитием личности, и, наконец, само развитие личности в процессе учебной деятельности.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Процессы онтогенетического усвоения индивидом (в первую очередь подрастающим) интеллектуального, нравственного, эстетического, производственного и др. видов накопленного человечеством опыта во все исторические времена были чрезвычайно важны для социогенеза. Развитие личности невозможно без участия других людей, исторически приобретших формы обучения и воспитания. Далеко не случайно, что педагогическая психология (в сравнении со многими другими отраслями психологической науки) имеет достаточно длинную историю: ее научные основы были заложены во второй половине XIX века, практически одновременно с оформлением общей психологии, с которой ее связывают «взаимовыгодное» сотрудничество. Л.С. Выготский <8, 56> рассматривал педагогическую психологию как самостоятельную науку, особую ветвь прикладной психологии, которая изучает законы изменения человеческого поведения и средства овладения этими законами (вкладывая в «законы изменения поведения» не бихевиористический, а социокультурный смысл). Центральным вопросом педагогической психологии являются условия воспроизведения учениками формы осмысления мира и самих себя, выработанных в истории человечества, и создание условий для открытия новых форм.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Большой вклад в развитие отечественной педагогической психологии внесли К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Наиболее выдающимся достижением следует считать создание теоретической концепции развивающего обучения в школе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и ее масштабную экспериментальную проверку, что привело к коренному изменению образовательной ситуации в стране - фактическому введению поливариантности и модификации «традиционной» системы.<4, c. 47-52>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Своеобразие современного этапа педагогической психологии заключается еще и в возрастающей массовости профессии педагога-психолога в системе общего образования. Наиболее актуальной проблемой является разработка практического обеспечения психологического анализа учебной деятельности и планирования индивидуальной траектории развития ученика, овладение которым позволит педагогическому психологу стать полноправным и ценным участником педагогического коллектива. Помимо этого, требуется активизация усилий в изучении особенностей процесса обучения не только школьников и студентов, но и дошкольников. Наконец, не теряет своей актуальности необходимость разработки психологии учителя как одного из субъектов учебной деятельности.

;font-family:'Times New Roman CYR';text-decoration:underline" xml:lang="-none-" lang="-none-">Цель работы ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-"> - показать, что дидактическая игра является важным средством воспитания умственной активности дошкольника.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">В данной работе раскрывается роль игры в умственном воспитании детей, отмечается, что в ней происходят «главнейшие изменения в психике ребенка. развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития»(21,c.12). Вот почему одной из наиболее важных задач является разработка и практическое освоение в работе приемов формирования игры, развития в ней познавательной и творческой активности детей.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в основном в игровом виде деятельности. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр и самостоятельной деятельности.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">1. Теоретические основы педагогического процесса для дошкольников

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">.1 Предмет и структура педагогической психологии

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. <14,c.8>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее объекта и предмета.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">В общенаучной трактовке под объектом науки понимается та область действительности, на изучение которой направлена данная наука. Часто объект изучения фиксируется в самом названии науки.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Предмет науки - это та сторона или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.<9, c.14>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Каждый объект может изучаться множеством наук. Так, человек изучается физиологией, социологией, биологией, антропологией и т.д. Но каждая наука имеет в основе свой предмет, т.е. то, что именно она изучает в объекте.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Например, В.А. Крутецкий считает, что педагогическая психология "изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах… закономерности формирования у школьников творческого активного мышления… изменения в психике, т.е. формирование психических новообразований" <14, c.21>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Совершенно другой точки зрения придерживается В.В. Давыдов. Он предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной психологии. Ученый аргументирует это тем, что специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения знаний учащимися, поэтому и преподавание той или иной дисциплины должно строиться по-разному. Более того, некоторые дисциплины в определенных возрастах вообще являются недоступными учащимся. Такая позиция В.В. Давыдова обусловлена акцентированием им роли развития, его влияния на ход обучения. Обучение рассматривается им как форма, а развитие - как содержание, которое в ней реализуется.<2, c.26-28>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Психология обучения исследует прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу педагогической психологии составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности дошкольника.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Исследования в этой области направлены на изучение:

;font-family:'Symbol'" xml:lang="-none-" lang="-none-">· ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">содержания мотивационной сферы личности дошкольника, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок;

;font-family:'Symbol'" xml:lang="-none-" lang="-none-">· ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">различий в самосознании ребёнка, воспитывающихся в разных условиях;

;font-family:'Symbol'" xml:lang="-none-" lang="-none-">· ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности;

;font-family:'Symbol'" xml:lang="-none-" lang="-none-">· ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">условий и последствий психической депривации и др. <9,c.18>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Для дошкольного возраста наиболее значимой является проблема учета сенситивных периодов развития в обучении. Одной из важнейших в изучении развития детей является проблема нахождения и максимально возможного использования для развития каждого ребенка сенситивного периода в его жизни. Под сенситивными периодами в психологии понимаются периоды онтогенетического развития, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, например, в возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию феноменального слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. Сенситивные периоды - периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики: процессов и свойств. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же как и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным <17, c. 24>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Трудность рассматриваемой проблемы состоит в том, что не известны все сенситивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, длительность и завершение. Подходя к изучению детей индивидуально, необходимо научиться прогнозировать наступление различных сенcитивных периодов развития каждого ребенка.

;font-family:'Times New Roman CYR';text-decoration:underline" xml:lang="-none-" lang="-none-">Методы воспитания ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-"> - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение дошкольников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. (27,c.32-33)

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике.<27,c.35>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:

;font-family:'Symbol'" xml:lang="-none-" lang="-none-">· ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">методы формирования сознания;

;font-family:'Symbol'" xml:lang="-none-" lang="-none-">· ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">методы формирования поведения;

;font-family:'Symbol'" xml:lang="-none-" lang="-none-">· ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">методы формирования чувств и отношений.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Это тоже широко распространенная классификация.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. ;font-family:'Times New Roman CYR';text-decoration:underline" xml:lang="-none-" lang="-none-">Методы формирования сознания ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-"> предназначены для того, что передавать информацию от педагога к ребёнку и обратно. Сознание как знание и понимание - это основа мировоззрения, поведения, отношений <19, c.26>. Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. ;font-family:'Times New Roman CYR';text-decoration:underline" xml:lang="-none-" lang="-none-">Методы организации деятельности и формирования поведения ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-"> - это практические методы. Человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности дошкольников, но косвенно они влияют и на формирование их сознания.<19,c.27>

;font-family:'Times New Roman CYR';text-decoration:underline" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Методы формирования чувств и отношений, ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-"> стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др. <29,c.45>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">.2 Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Дошкольный возраст - это наиболее сенситивный период развития ребёнка. Младший дошкольник уже начинает осознавать свою индивидуальность, личную обособленность, свою "самость", у него начинают формироваться первые понятия о добре и зле. Безусловно, нельзя еще говорить о том, что у дошкольника хоть в какой-то мере сформировались моральные принципы и нравственные оценки, тем не менее он уже отлично знает, "что такое хорошо и что такое плохо", он уже может понять, что необходимо слушаться и уважать старших, что неприлично совершать те или иные поступки, он способен переживать такие чувства, как гордость и стыд. Он уже способен в какой-то мере и к сопереживанию, и к сочувствию. Он может заставить, себя не шуметь, если ему скажут; что мама заболела, что маме больно. Он уже может - присмиревший и серьезный - подойти к ней, чтобы утешить, чтобы помочь ей своим сочувствием и любовью, своим поцелуем и крепким объятием. В это же время появляются у ребенка и первые ростки доброты и великодушия. И требуется не заглушить эти ростки в самом зародыше.<21, c.45-47>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Дошкольный возраст - период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте. Вот как писал о ребенке раннего возраста Ф. Г. Лорка: ". какой это чудесный художник! Творец с первоклассным поэтическим чувством. Стоит лишь понаблюдать за его первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью, чтобы увидеть, какая звездная красота одухотворяет их, какая идеальная простота и какие таинственные отношения обнаруживаются при этом между простыми вещами. Из пуговицы, катушки ниток и пяти пальцев своей руки ребенок строит трудный мир, пересеченный небывалыми резонансами, которые поют и волнующе сталкиваются среди светлой радости, не поддающейся анализу. Ребенок знает гораздо больше, чем мы думаем. В своей невинности он мудр и лучше нас понимает несказанную тайну поэтической сути". <6, с. 65-69>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">В этот период ведущим видом деятельности ребёнка является игра. Что делают дошкольники большую часть своей жизни? Они играют. Причем играют во все. В игре ребенок непринужденно познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения, навыки, развивается.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Ярко выражена в это время ролевая или, как ее иногда называют, творческая игра. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и во обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ - мамы, доктора, водителя, пирата - и образцы его действий. Ребенок старше 3 лет становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время, игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением - подчинение правилам - складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. <28, c.26-27>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Особое место в процессе воспитания дошкольника занимает дидактическая игра. Она является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно - учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи.<7, c.23>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Системы дидактических игр впервые были разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем, М. Монтессори.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель. ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-"> < ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">28, c.28>Специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлена, выделены в явном виде. Дидактические игры, как правило, ограничены во времени. В большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам (исключением могут служить некоторые развивающие дидактические игры, направленные на сенсорное развитие дошкольников), ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">их ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">В рамках дидактических игр цели воспитания достигаются через решение игровых задач. При проведении игры педагог выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности - игровой и воспитально-познавательной. Для практики дошкольного воспитания особенно важным является ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">развивающее воздействие дидактической игры ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">: ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-"> развитие двигательного аппарата, психомоторики; навыков поведения в соответствии с правилами; механизма идентификации, сопереживания; умение представить себя в чужой роли; формирование умений планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации; развитие навыков сотрудничества (особенно в командных играх), ряда личностных качеств (терпения, настойчивости, самоконтроля), делающих игру школой произвольного поведения. Поэтому важным является целенаправленное обучение детей самой процедуре игры, объяснение ее содержания, правил, способов действий, приучение детей к самоконтролю и взаимоконтролю в ходе проведения игры. Важное место дидактические игры занимают в ознакомлении дошкольников с окружающим миром, расширении и обогащении их представлений о нем.<28,c.33-39>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">В обучении детей младшего возраста, как правило, применяются игры с заранее очерченным ходом игровых действий и четко выраженным "обучающим" началом, связанным с передачей и применением знаний, с упражнениями, умственным развитием детей.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Игра - это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал:

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» <6, c.28>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, обогащают эмоциональную сферу. Художественно оформленные игрушки, рисунки, демонстрационный и раздаточный материал к играм выполняют задачу художественного воспитания.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Поэтому по структуре дидактические игры делятся на ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">сюжетно-ролевые и игры-упражнения, ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-"> включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.<24,c. 36>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления дошкольника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам. Существует классификация игр:<28, c.42>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. С ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-"> помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (например, игра «Составим узор»),

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">2. ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Игры, требующие воспроизведения действий.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Некоторые исследователи делят игры на две группы: наглядные и словесные. Игры с использованием средств наглядности, в свою очередь, подразделяются на игры с демонстрационным и раздаточным материалами и игры с различными игрушками (объектами природы и предметами обихода). К дидактическим играм с использованием средств наглядности можно также отнести игры-инсценировки некоторых сказок и книжек-считалок с применением соответствующих игрушек («Три медведя» Л.Н.Толстого, «Считалочки» А.Барто и др.).

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Дидактические игры весьма сложны для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание (заключение).

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать: 1) разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками - подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание; 2) «зачин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма); 3) осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова; 4) загадывание и отгадывание загадок; 5) выполнение определенной роли; б) соревнование (индивидуальное или коллективное); 7) особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий.<7, c.56>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий и, как правило, одним из них является соревнование. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру, динамике.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. В дидактической игре обучение тесно связано с задачами воспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Однако, чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала; объяснение хода игры (игровых задании); показ педагогом выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя.<7, c.29>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Объявление игры может проходить в обычной форме, когда педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты действительности. Названия многих игр говорят уже о том, что и как надо выполнять, например, «Найди дерево по описанию», «3апомни буквы», «Считай дальше», «Выложи фигуру», «Загадай, мы отгадаем» и др. Иногда название игры дети узнают по костюмам тех персонажей, которые заходят в класс непосредственно перед началом игры. Игра «Сказка в гости к нам пришла» может начаться с прихода сказочных персонажей. И здесь воспитатель сам может не раскрывать игровые действия, а после постановки игровой задачи предложить детям подумать, как играть, что за чем выполнять. При этом поощряет инициативу детей, их находки, догадки. <7, c.30>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются воспитателем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям игровое задание, а потом способ его выполнения.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Обучающие правила направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий. Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Овладению игровыми действиями и правилами способствует правильная оценка, даваемая педагогом участникам игры. Ориентирующая и стимулирующая функции такой оценки используются для выражения правильности выполнения ребенком задания, поощрения его усилий и достижений и содействуют перспективности в достижении игровой цели. Особенно важна ее роль при определении победителя в игре. По ходу игры дети получают фишки (жетоны) за каждый правильный ответ. В конце игры подсчитывается число фишек, полученных каждым участником. Считается победителем тот, кто получил больше фишек за правильные ответы, и ему можно присвоить звание «умелого пешехода (водителя)», «знатока природы», «художника», вручить вымпел, медаль, флажок. В лице победителя ребята видят образец для подражания и в своих играх стремятся действовать так же. Лучше, если выигрывает не один ребенок, а вся команда (звено), каждый участник которой старается достигнуть лучших результатов для всей группы товарищей.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Бывает, что дети нарушают правила игры, объясняя это тем, что не знают, как надо их выполнять, или забыли о них. Воспитателю следует помнить, что усвоение правил не происходит быстро. Требуется многократное их повторение в последующих играх, проверка усвоения, чтобы убедиться в том, что дети будут все делать правильно.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Руководя дидактической игрой, педагог должен помнить о добровольности участия в ней детей. В этом отношении игра открывает большие возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов, предложений по содержанию игры. Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">В новых дидактических играх роль ведущего выполняет педагог. По мере усвоения игр эта роль может поручаться хорошо подготовленным детям, а воспитатель незаметно выполняет контролирующую функцию. Чтобы дидактическая игра вошла в самостоятельный фонд игровой деятельности, ребенок должен овладеть умением объяснять игру. Как и в любой игре, дети договариваются, где и во что они будут играть, по своему усмотрению объединяются в группы, осуществляют нужные действия, вступая при этом в игровые и реальные отношения в соответствии с содержанием и правилами игры, а также с желаниями ее участников.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">

2. Методика проведения дидактических игр

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">.1 Психологические особенности эмоционального развития дошкольника

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Эмоциональное развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции. При благоприятных условиях жизни и воспитания у детей 3-6 лет во время игр, изобразительной и трудовой деятельности интенсивно развиваются сложные формы восприятия пространства и времени, нагляднообразного мышления, творческого воображения. В эти годы складываются и взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, предпочтения, интересы. <15, c.15>

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Развитие ребёнка представляет собой не механическую совокупность различного рода интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций, а сложное целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующихся системным соподчинением мотивов деятельности ребёнка. Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций. Эмоции играют определённую роль в реализации существующих и в формировании новых мотивов более высокого уровня, таких, как познавательный, альтруистический (бескорыстное служение другим людям, противоположность эгоизму), нравственный, трудовой и т.д.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что эмоции играют большую роль в формировании у ребёнка способов и приёмов овладения деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребёнка, в развитии его мышления. Эту группу эмоций, сопровождающую познавательную деятельность и обеспечивающую эффективность процесса познания, называют интеллектуальными. Однако, помимо интеллектуальных эмоций, исключительную роль в становлении личности ребёнка и формировании его активной жизненной позиции играют нравственные эмоции. Это эмоции, которые имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности. Предпосылки для развития нравственных эмоций возникают уже в раннем детстве, когда младенец общается преимущественно с близкими людьми. С момента поступления ребёнка в детский сад начинается новый этап в его эмоциональном развитии. Мощным побудителем проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности. Огромное значение для развития личности имеет эмоционально-психологический климат той группы, где находится ребёнок. Только систематическая работа по воспитанию у дошкольников нравственных эмоций может привести к формированию у них таких качеств и свойств, как доброта и отзывчивость, щедрость и гуманность, готовность пожертвовать личными выгодами для блага другого, при наличии которых ребёнок станет личностью. Данные педагогики, детской психологии и возрастной физиологии свидетельствуют о том, что дошкольное воспитание и обучение играют решающую роль в физическом и духовном развитии человеческой личности. <1, c.23-31> Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент будущей гармонической личности ребёнка. Но громадные потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия. Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Воспитание чувств ребёнка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребёнка к людям и к окружающей действительности. Психологи указывают на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Решающую роль в этом играет включение дошкольника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определённых норм и правил для достижения важных и интересных целей.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">В последние годы происходит реформирование системы образования, но, к сожалению, на фоне этих изменений явно недостаточно уделяется внимание развитию эмоциональной сферы ребёнка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. Однако, как справедливо в своё время указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, лишь согласованное функционирование этих двух сфер, их единство способны обеспечить полноценное развитие ребёнка. Формирование “умных” эмоций, коррекция недостатков эмоционального воспитания должны рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач воспитания.<6, c.51> Как уже было сказано выше в процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия. При их разработке должны учитываться составляющие эмоциональной характеристики ребёнка. На занятиях, которые достаточно проводить раз в неделю, дети знакомятся с пятью эмоциями: РАДОСТЬЮ, ГОРЕМ, ГНЕВОМ, СТРАХОМ и УДИВЛЕНИЕМ.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">На этих занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества /литература, живопись, музыка/.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">2.2 Конспект обобщающего занятия на тему “Эмоции”

;font-family:'Times New Roman CYR';text-decoration:underline" xml:lang="-none-" lang="-none-">Цель:

;font-family:'Symbol'" xml:lang="-none-" lang="-none-">· ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">обучать детей умению выражать своё настроение, чувствовать и определять эмоциональное состояние другого, изображать в рисунке различные эмоциональные состояния; учить рассказывать об изменениях выражения лица;

;font-family:'Symbol'" xml:lang="-none-" lang="-none-">· ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">определять эмоциональный характер музыки, соотносить эмоции с характерами сказочных героев и героев литературных произведений.

;font-family:'Times New Roman CYR';text-decoration:underline" xml:lang="-none-" lang="-none-">Материалы и оборудование:

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">1. карточки с изображение детей с различными выражениями лица /грусть, радость, удивление, страх/;

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">2. пиктограммы: схематичное изображение лица с различными эмоциями,

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. куклы би-ба-бо,

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. аудиокассета с записью музыки /различные состояния

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. “Облака” А.Айвазова, “Улыбка” В.Шаинского/;

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. заготовки из бумаги - белые облака;

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. фломастеры;

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. воздушные шары.

;font-family:'Times New Roman CYR';text-decoration:underline" xml:lang="-none-" lang="-none-">Методы и приёмы ;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">: слушание музыки, ответы на вопросы, чтение стихов, рисование.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Х О Д З А Н Я Т И Я.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Воспитатель раздаёт детям наборы карточек с изображением детей в различных эмоциональных состояниях / грусть, радость, удивление, страх/ и предлагает выбрать и поставить на фланелеграф карточку, соответствующую настроению детей в данный момент.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Воспитатель: “Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие по волшебным странам с необычными названиями. Название каждой страны соответствует настроению людей, которые живут в них.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Звучит мелодия таинственного характера.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Вот мы попали в первую страну. Вы слышите, какая звучит мелодия? Какой характер у этой музыки? /Ответы детей/.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Кажется, что сейчас что-то произойдёт, и мы с вами удивимся. Чему можно удивиться? Чему удивляетесь вы, ваши родители?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Как вы думаете, какие люди живут в этой стране?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Какое выражение лица у них? /Удивление/.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Выберите карточку с таким настроением / или пиктограмму/. А теперь посмотрите на кукол и выберите ту, которая соответствует данному настроению. Попробуйте изобразить это состояние, а потом описать, как изменилось лицо человека при удивлении /брови, глаза, рот/. /ответы детей/.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Правильно, глаза расширились, брови поднялись, приоткрылся рот. А вот как поэт выражает это состояние:

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Неожиданный подарок-

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">В январе букет фиалок,

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Дед Мороза появленье

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Всем сулит нам УДИВЛЕНЬЕ!

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Так как называется эта страна? Да, страна удивлений или Удивляндия.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Теперь мы отправимся в другую страну. Поехали! /Дети делают “поезд” и двигаются в путь./

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Послушайте, какая музыка звучит теперь /Весёлая, жизнерадостная, светлая, праздничная/. Определите её характер.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Когда у вас бывает такое настроение?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Давайте определим, какие люди живут в этой стране?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">У каких героев знакомых вам произведений может быть такое настроение?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Когда вы бывали в таком настроении?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Изобразите его. Подберите пиктограмму и куклу, соответствующих данному настроению.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Как вы думаете, какие цветы могут расти в этом городе?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Какое здесь время года?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Какие цвета красок вы бы использовали, рисуя такую страну? /Яркие, светлые/

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Как вы думаете, радость - это когда…?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Как мы назовём эту страну?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Послушайте, как поэт изобразил:

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">От мороженого - сладость,

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Милой бабушки приезд.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Вот такая в жизни РАДОСТЬ

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Никогда не надоест.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Дети встают друг за другом и “поездом” едут дальше.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Из страны радости мы попадаем в другую страну. Какая же здесь звучит мелодия?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Какой у неё характер? /печальный, грустный/.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">С каким настроением живут здесь люди?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Выберите нужную пиктограмму, соответствующую куклу би-ба-бо.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Какие герои вам известны с таким настроением?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Когда у вас бывает такое настроение?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Какими красками можно изобразить его? /синяя, фиолетовая, чёрная/.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Изобразите сами такое настроение и опишите его. /Уголки рта опущены, глаза выражают тоску/.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Пытаетесь вы поделиться своим горем с родителями, друзьями?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Как мы назовём эту страну? /Горя, печали/.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Я растила помидор,

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">А туда забрался вор!

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">У меня большое ГОРЕ:

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Червь завёлся в помидоре.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">А вот и последняя страна, куда мы с вами отправляемся. Слышите?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Звучит музыка /Вызывающая страх/.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Вам страшно? Попытайтесь изобразить это чувство.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Когда вы испытываете страх? /ответы детей/. Подберите пиктограмму и куклу. Опишите это состояние /Рот немного приоткрыт, глаза широко раскрыты, брови приподняты/.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Если в комнате темно,

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Занавешено окно,

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Кто-то в двери - чебурах!

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Испытаешь сильный СТРАХ!

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Как вы думаете, чего могут бояться жители этой страны?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Одежду какого цвета они носят?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Как можно назвать эту страну?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">А теперь вернёмся в наш детский сад / “едут” /.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Послушайте стихотворение:

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. По небу плыли облака,

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">А я на них смотрел.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">И два похожих облачка

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Найти я захотел.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Я долго всматривался ввысь

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">И даже щурил глаз,

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">А что увидел я,

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Всё вам поведаю сейчас.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Вот облачко весёлое

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Смеётся надо мной.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Зачем ты щуришь глазки так?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Какой же ты смешной.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Я тоже посмеялся с ним.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Мне весело с тобой.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">И долго - долго облачку

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Махал я вслед рукой.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Вот другое облачко

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Расстроилось всерьёз.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Его от мамы ветерок

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Вдруг далеко унёс.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">И каплями-дождинками

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Расплакалось оно.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">И стало грустно-

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Грустно так, а вовсе не смешно.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Вдруг по небу грозное

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Страшилище летит

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">И кулаком громадным

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Сердито мне грозит.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Ох, испугался я, друзья!

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Но ветер мне помог.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Так дунул, что страшилище

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Пустилось наутёк.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Вот маленькое облачко

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Над озером плывёт.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">И удивлённо облачко

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Приоткрывает рот.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Ой, кто там в глади озера

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Пушистенький такой?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Такой мохнатый, мягенький?

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Летим, летим со мной!

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Так очень долго я играл.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">И вам хочу сказать,

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что два похожих облачка

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Не смог я отыскать.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Ребята, какое облачко вам больше всего понравилось, такое и изобразите. На столах у вас различные материалы: фломастеры, пастель. Какими хотите, такими и рисуйте.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Звучит музыка В.Шаинского “Облака” из мультфильма.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">По окончании работы все облака рассматриваются и определяют настроение.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Какое настроение вам больше всего нравится? Если ваше настроение изменилось, поменяйте карточку, которую поставили вначале занятия.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Детям раздаются воздушные шары с нарисованными настроениями счастья.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Сегодня мы с вами учились определять настроение. Лучше всего, когда человек весел, тогда он добр, приветлив. Всем хорошо рядом с таким человеком. Так давайте дарить улыбку и хорошее настроение окружающим нас людям.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">

Заключение

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Дети очень любят когда с ними играет педагог. Педагог должен помнить, что очень важный момент в игре - преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности дошкольника.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Исходя из этого можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у детей глубокое чувство удовлетворения, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». С.Т. Шатский

;font-family:'Times New Roman CYR';color:#ffffff" xml:lang="-none-" lang="-none-">психологическое развитие дошкольник дидактическая игра эмоциональный

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">Список использованных источников

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб. 2001.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">2. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика. 1954. № 8.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова. М. 1977.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М. 1999.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М. 1981.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М. 1999.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. М. 1992.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. 1996.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Габай Т.В. Педагогическая психология. М. 1995.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М. 1956.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М. 1986.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М. 1972.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. М. 1982. Вып. 3.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М. 1995.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М. 1996.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М. 1986.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.И. Щербакова. М. 1987.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Психология и учитель / Пер. с англ. Гуго Мюнстерберг. 3-е изд. испр. М. 1997.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М. 1995.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. 1999.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М. 1995.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М. 1998.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.3. 1948.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М. 1995.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М. 1991.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В Петрусинского. М. 1991.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. 2000.

;font-family:'Times New Roman CYR'" xml:lang="-none-" lang="-none-">. Ильин Е.П. Психология воли. СПб. 2000.

Другие работы

Вступ чорна металургія є найбільшою базовою галуззю індустріального виробництва україни яка поряд з

Разом з тим при зростанні вмісту кремнію необхідно збільшувати витрату вапна на ошлакування діоксиду кремнію SiО2 що утвориться. При цьому зростає кількість шлаку й відповідно теплові втрати а також втрати заліза зі шлаком що зливається. Крім того збільшення кількості шлаку й вмісту в ньому SiО2 викликає зниження стійкості футерівки. Пояснюється це тим що при високому вмісті марганцю істотно полегшується шлакоутворення тобто швидко відбувається формування основного шлаку оскільки продукт окислювання марганцю оксид марганцю МnО.

Ценностей русской культуры искусство в системе ценностей русской культуры литература кул

История мировой культуры: учебное пособие для вузов. История русской культуры.Трубачёв в этноисторическом анализе К истокам Руси наблюдение лингвистов 1993 идентифицировал этническое Рус рус как имя охватившее значительную часть носителей салтовской культуры в Восточном Приазовье.

Понятие лексики ее роль в обучении иностранным языкам

Чем более уместно использует учитель различные методические приемы тем интереснее проходят уроки а потому прочнее усваивается материал. Учитель готовит набор картинок по количеству учащихся. Учитель показывает предмет называет его может неправильно а учащиеся говорят французском языке: ldquo;Даrdquo; или ldquo;Нетrdquo;; в прослушать слова и повторить вслух знакомые; г прослушать несколько французских слов постараться запомнить их порядок и повторить: Выполнив такие упражнения можно переходить к тренировке употребления слов в.

Технической базы наращивание объемов производства освоение новых видов деятельности

Только в процессе формирования портфеля достигается новое инвестиционное качество с заданными характеристиками. Цель данной работы изучить методы анализа инвестиционного портфеля. Разработать пути и методы для повышения полезности инвестиционного портфеля. Важно также чтобы инвестиционный портфель мог бы быть ликвидным то есть чтобы возможно было продать составные части портфеля и получить наличные деньги без существенных потерь для инвестора.

Курсова роботарозробка елементів технологічного процесу відновлення деталі наплавленням зварювання і напл

СУТНІСТЬ ПРОЦЕСУ НАПЛАВЛЕННЯ зварювання74.Відновлення деталей наплавленням це процес нанесення за допомогою зварювання шару металу на спрацьовану поверхню виробу.Основним видом зварювання є дугове зварювання.

Имя существительное

Дубравушка г оленегорска мурманской области опыты с предметами неживой природы магнетизм – что это

Оленегорск 2012 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Магнетизм Программные задачи: Образовательные: Ознакомить детей со свойствами магнита: магнит притягивает предметы содержащие в себе железо и сталь; магнит притягивает предметы даже через препятствия дерево бумагу ткань воду пластмассу чем сильнее магнит тем больше железных предметов он может к себе притянуть у магнита два полюса 2 стороны: положительный и отрицательный; если подвести 2 магнита друг к другу одноимёнными полюсами они оттолкнутся если разноимёнными притянутся.

Я практика является неотъемлемой частью учебного процесса

Целью данной практики является ознакомление с деятельностью организации изучение принципов ее работы и передового опыта ее специалистов всесторонняя оценка условий деятельности организации а также углубление и закрепление знаний полученных в процессе учебных занятий выработка навыков подготовки принятия и реализации решений в практической деятельности. Предмет исследования: локальное внутреннее нормотворчество и обеспечение законности организационнораспорядительной документации; договорноправовая работа; правовое обеспечение.

Человека и природы в цикле виктора астафьева царьрыба выполнила

Единство человека и природы в цикле Виктора Астафьева Царьрыба 3. Товар списали убытки отнесли на счет стихии повесили кругленькую сумму на шею государству а глухарей навозными вилами грузили в кузова машин и возили в местный пруд на свалку так заканчивается один из рассказов в цикле Виктора Астафьева Царьрыба. Аналогичные проблемы и размышления связанные с расточительным подходом человека к природному миру поднимаются в каждом из двенадцати рассказов вошедших в цикл Царьрыба.