Консультация «Пальчиковые игры-основа развития речи у дошкольников»

"Аннотация к презентации"

Слайд 1

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи у дошкольников»

Воспитатель: Карпова Анна Викторовна

МБДОУ «ДСОВ №32 «Пчёлка»

г. Юрга, Кемеровская область

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. П. Павлов

• Подбор и изучение методической литературы по данной теме.

• Изучение теоретических основ формирования речи дошкольников.

• Разработка перспективного плана работы

• Обобщение опыта работы по теме самообразования.

• Консультативная помощь родителям.

• Выступление об опыте работы на педсовете.

Слайд 4.

Учёными была выявлена закономерность:

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту,

то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.

Слайд 5

Из истории

Влияние ручных действий на развитие мозга и речи человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Слайд 6

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов.

И все потешки, игры – не что иное, как массаж в игре.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Слайд 7

Пальчиковые игры

Это открытие нашей народной педагогики.

Слайд 8

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Слайд 9

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. и конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Слайд 10

Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.

• Пальчиковые игры и упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Слайд 11

Правила проведения пальчиковых игр

Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

Слайд 12

Старайтесь не принуждать. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание или поменяйте игру) .

• «Не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

• Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые) .

• Обязательно чередуйте три типа движений:

• сжатие;

• растяжение;

• расслабление.

• Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в завершение — двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Слайд 13

Упражнения условно делятся на две группы:

• Статические упражнения:

• развивать подражательную способность;