Каталог статей

Особенности развития речевого творчества у детей дошкольного возраста

дата публикации 29.12.2014

В современном и динамичном мире творческое мышле­ние и воображение считается высшей ценностью, поэтому раз­вивать ребенка в этом направлении очень важно. Как показыва­ет практика, большинство взрослых людей не умеют и боятся мыслить творчески.

Развивать речевое творчество у дошкольников, без при­общения детей к художественной литературе очень сложно. Ху­дожественная литература, комплексно воздействует на психо­логическую, интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу личности.

А может ли ребенок дошкольного возраста, фантазиро­вать, придумывать истории, опираясь на литературный опыт? Может, и помочь ему в этом, должны взрослые. Эту работу не­обходимо проводить именно в дошкольном возрасте.

Дошкольники очень любят детские иллюстрированные книги. В этом возрасте у них проявляется потребность в устном рассказе, любви к описанию событий из личной жизни, сочини­тельству. Обучая детей по правилам, мы пытались научить их приемам придумывания рассказов, сказок, не снижая при этом полет творчества.

Опыт работы показывает, что дошкольникам свойствен­но придумывать истории, сказки, небылицы, «нелепицы». И эта детская потребность в сочинительстве, зачастую оказывается не принятой взрослыми.

Маленькому ребенку очень трудно научиться отличать фантазию от реальности, но он самостоятельно должен полу­чить «полную свободу». Как показала практика, резкое и грубое вмешательство взрослых в мир фантазий, приносит ребенку и родителям только вред, вызывает поведение протеста, эмоциональные нарушения. Ребенок нуждается в речевом творчестве, если при этом он чувствует себя творцом, он получает от этого удовлетворение, положительный всплеск эмоций.

Развитию речевого творчества у дошкольников способ­ствует обучение приёмам составления загадок. Сочинение зага­док - данный вид творчества доступен для детей в более раннем возрасте. Учим детей понимать метафоры, гиперболы, сравне­ния, эпитеты. Сочинения загадок оказывает влияние на разно­стороннее развитие речи дошкольников, обогащает словарь де­тей за счет многозначности слов. При составлении загадок детьми используются следующие приемы: сравнения, дробле­ния, объединения, противоположные свойства предметов и дей­ствия.

Обучая детей приемам составления загадок, мы решаем множество задач развития детей: от систематизации свойств предметов и явлений, до построения моделей ассоциативного мышления.

В практической деятельности используем прием дробле­ния. Например, придумываем с детьми загадку о велосипеде, следовательно', чтобы нам её сочинить потребуется этот пред­мет, который необходимо мысленно разобрать на части, а лите­ратурно это выглядит так: «2 колеса, 2 педали, руль, цепь, ра­ма». Затем совместными усилиями сочиняем свою загадку о ве­лосипеде. Очень интересны загадки с использованием приема перевоплощения. В данном случае ребенок сам становится зага­данным предметом и перечисляет все функции, которые вопло­щает данный предмет. Например: «Я круглый, легко поймаешь ты меня, я умею прыгать, летать могу с тобой в футбол играть!». Дети отгадывают загадку, это - мяч. Загадки с использованием приема противоречия выглядят следующим образом: «Колючий, но не ёж, зеленый, но не елка » (Кактус).

И если педагог предлагает загадку для перехода к сочи­нительству, то тем самым он создает возможность использовать ее в новых сказочных обстоятельствах, что само по себе являет­ся фундаментом для развития фантазии, творчества.

Со сказкой мы работаем следующим образом: вначале выразительно читаем, обращаем внимание на все языковые средства, а затем предлагаем так называемый мостик-перекладинку от загадки к началу сказки.

Сказка для ребенка - не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, раздвигающая для него рамки обычной жиз­ни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с та­кими сложными явлениями, как жизнь и смерть, любовь и нена­висть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма их изо­бражения доступна пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинно «взрослым». С помощью сказки дети позна­ют основы нравственности, а взрослые обнаруживают порой неожиданное воздействие на ребенка.

Развитие речевого творчества включает в себя такие ка­чества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять, нахо­дить связи и зависимости.

В ходе педагогической работы была разработана резуль­тативная система развития речевого творчества через приобще­ние дошкольников к художественной литературе, основанная на методах и приёмах ТРИЗ.

Для того, чтобы развить речевое творчество, умение фантазировать, предлагали дошкольникам составлять сказки, рассказы, используя элементы ТРИЗ. Чем успешнее шел про­цесс освоения детьми тризовских приемов, тем качественнее протекал познавательный процесс, игры детей становились творчески более интересными, сюжетно - разноплановыми.

В процессе занятий, игр с детьми прививали им навыки чувства к творчеству, сочинительству, рождению нового. Учили детей оригинально, непривычно воспринимать ход повествова­ния, придумывать различные концовки, вводить непредвиден­ные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и так да­лее. Для этого использовали нетрадиционные методы и приёмы работы со сказкой: «Салат из сказок», «Сказка, рассказанная с конца», «Что было потом?», «Сказки из пословиц», «Сказка из волшебной коробочки», «Введение в название сказки нового объекта», «Сказка от смешного стишка», «Небылицы», «Коллаж из сказок», «Сказки из считалки», «Сказки из потешки» и т.д.

Большое удовольствие воспитанники получали, сочиняя сказки от Л.Б. Фесюковой, которые мы применяли в художественно-продуктивной деятельности: «Я герой сказки», «Сказки от живых капель», «Сказки о чудищах», «Рассказ о себе самом», «Сказки из мусора».

Предлагаем детям пофантазировать и представить, что произойдет, если одним из героев станет он сам или герои при­дут к нему в гости. В данном случае использовался прием «со­вместное обдумывание». Так как, он необходим для активиза­ции мышления и сложных форм речи детей. Сначала мы зада­вали вопрос, «Как помочь Красной шапочке?», далее «Как бы вы поступили, что бы сделали, если бы оказались на ее месте?». Принимались любые ответы детей, совместно отбирались наи­более интересные и необычные.

Отвечая на вопросы, дети составляли самые разнообраз­ные предложения, сложносочиненные предложения становились сложноподчиненными. Высказывания детей активизировались

тогда, когда ребенок относился к событиям небезразлично: стре­мился участвовать в них, высказывал свое отношение к сказоч­ным героям и т.п.

Применяя метод «введения в названия сказки нового объекта», мы использовали кольца Луллия. Это методическое пособие было изготовлено следующим образом: на одном из дисков располагаем персонажей уже знакомой сказки, а на сле­дующем диске предметы. Они могут быть следующие: ковер-самолет, сапоги-скороходы, мобильный телефон, вертолет, га­зовый баллончик, грузовик и другие. Вращая круги, сопоставляя картинки, придумываем новые, необычные сказки. Таким обра­зом, нам удалось придумать сказки: «Красная шапочка и мо­бильный телефон», «Волк, семеро козлят и шапка-невидимка» и другие.

Эффективным в обучении сочинительству является ме­тод «сказка из волшебной коробочки». Берется обычная коробка можно из-под обуви, красочно обклеивается и украшается ап­пликацией, затем кладутся в нее карточки со словами, различ­ные бусинки, персонажи известных сказок, различные предме­ты. Затем предлагаем детям сочинить сказку, вплетая поочеред­но предметы из волшебной коробочки.