"Самообразование воспитателя детского сада: реализация развивающих методов дошкольной педагогики"

Подробности

Категория: Номер 7(02)2015 Просмотров: 610

Автор: Павлова Светлана Михайловна . старший воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №12 «Ладушки», г.Старая Русса, Новгородской области. Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – развитие и формирование таких умственных и мыслительных умений и способностей, которые легко позволяют осваивать новое. Но для этого важно, чтобы такими способностями обладал педагог. Теория и практика педагогики сегодня развивается достаточно быстро, что обусловлено стремительной сменой общественных установок и системы социальных отношений, в том числе к образованию и качеству человека. Педагогическое образование реализуется пунктирно – 5 лет высшего профессионального, затем каждые через 5 лет курсы повышения квалификации, эпизодически случаются семинары, тренинги, неформальный обмен опытом. Если эта система дополнительного образования не поддержана непрерывным процессом самообразования, то педагогу не угнаться за меняющимися и усложняющимися требованиями к его деятельности и, особенно, к результату.

Развивающая среда ДОУ предполагает игру ребенка с яркими игрушками разнообразной формы, подражательное пополнение словарного запаса сенсорными эталонами речи взрослых, информационный переизбыток стимульного материала для обучения и саморазвития. Мыслительные операции и действия, способствующие общему интеллектуальному развитию, предматематической подготовке продуктивно развиваются в специально организованной познавательно-коммуникативной среде взаимодействия с педагогом. Взаимодействие с педагогом, как и с родителями, для развития ребенка является принципиально значимым условием. Но взрослый, педагог должен быть к этому подготовлен, понимать, как превратить познавательно-игровую среду в развивающую. Иначе ребенок занят игрой, узнает и развлекается, но его развитие бессистемно, творчество нецелесообразно, любопытство не превращается в мотивацию и т.п. Самообразоавние в совокупности с периодическим дополнительным профессиональным образованием является необходимым условием соответствия деятельности педагога потребности взрослеющей личности ребенка и образовательным претензиям общества к педагогической практике.

Задачи познавательного развития детей поставлены в программах «Детство», «Развитие», «Радуга», «Истоки», «Сообщество» и других. В дополнение к каждой из этих программ, и в группах раннего возраста, и в подготовительных группах, рационально комплектуется развивающий дидактический материал логических блоков Дьенеша. Опыт работы с блоками Дьенеша, опубликованный в ряде изданий, показал эффективность его использования для развития математических пространственных представлений, познавательных процессов и мыслительных операций у детей: они оперативно знакомятся с геометрическими фигурами и их свойствами (цвет, форма, размер, толщина), выявляют свойства математических объектов, называют их, адекватно обозначают их отсутствие и обобщают объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объясняют сходства и различия объектов и обосновывают свои рассуждения, развивается вкус к самостоятельному решению учебных и практических задач. У детей интенсивно развиваются творческие способности, воображение, фантазия, способности к моделированию и конструированию, самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. Наиболее значимым эффектом является развитие на математическом материале психических функций, связанных с речевой деятельностью, элементарной  алгоритмической культуры мышления, способности действовать в уме. Однако для достижения столь замечательных эффектов развития ребенка педагогу необходимо виртуозно владеть всем спектром методик развития с использованием блоков Дьенеша. При подготовке воспитателя, учителя математики к развивающей работе на основе дидактического материала Дьенеша осваивается определенный базовый потенциал этой методики. Широкий спектр развивающих возможностей, отличающий эту систему, педагог осваивает постепенно, в совместном творчестве с ребенком, раздвигая границы практической апробации вариантов в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия с ребенком – каждый раз по-разному. Это в полной мере процесс самообразования педагога, синхронизированный с детским творчеством в совместной конструктивно-проектной практике. Это пример обоюдного развития взрослого и ребенка: ребенка в освоении топологии мира, а взрослого – в прогнозно-проектировочной деятельности.

Педагогу без предварительного осмысленного анализа развивающего потенциала метода Дьенеша невозможно использовать  принцип постепенного  наращивания  трудностей – наиболее ценного потенциала этой развивающей системы для коррекционных групп ДОУ: дети самостоятельно осваивают дидактический материал, продвигаясь от простого к сложному в собственном ритме, манипулируя  геометрическими фигурами. Детям предлагаются игры и упражнения на развитие умений оперировать одним типологическим свойством (обобщать  и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству),  затем - оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами. От воспитателя требуется глубокое понимание процессов психического развития ребенка, принципов развития и коррекции, индивидуально-личностных особенностей информационно-познавательной деятельности и способов восприятия в игре и продуктивной деятельности. Самообразование позволяет педагогу находиться «в теме» непосредственно и постоянно.

Если педагог способен одновременно взаимодействовать с детьми разного возраста, то игры и упражнения с логическими блоками можно использовать для  разноуровневого развития в группе – это непростой способ, для освоения которого требуется специальная подготовка педагога (не только по освоению логических блоков Дьенеша для развития детей, а по разноуровневой технологии обучения и ее адаптации для детей дошкольного возраста). Одновременно на курсах повышения квалификации обе эти технологии не раскрывают – это сложный синтез средств обучения, развития и коррекции, индивидуализации и циклической диагностической работы в зонах развития ребенка. Это возможно в самообразовании, когда последовательно и настойчиво педагог овладевает взаимодополняющими стратегиями. Если воспитатель самообразовывается постоянно, то постепенно он может упрощать или усложнять задания в играх, использовать меньшее или большее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Этому трудно научить педагога, но возможно ему самому обучиться при самообразовании - постепенно, наблюдая за детьми, беседуя с опытными коллегами, анализируя практику педагогов, дефектологов, психологов и читая книги.

Самообразование воспитателя в педагогической практике, непрерывная рефлексия развивающего процесса, организованного действиями с логическими блоками Дьенеша, дают продуктивный результат в самореализации педагога: длинная интеллектуальная лестница, по которой постепенно восходит педагог в процессе самообразования, состоит из множества ступеней; педагогическое наблюдение за организованными в разных ситуациях развивающими играми с детьми и результативностью коррекционных упражнений – это некоторые её ступени.

Чтобы помочь детям в преодолении интеллектуальных препятствий, сохранении интереса к мыслительным заданиям педагогом организуются дидактические развивающие игры и игровые задания с новыми игровыми элементами (на основе игр с блоками Дьенеша): игровые задачи и действия, сюжеты. Эффективность этой стратегии обусловливается продуктивностью самообразования воспитателя в области педагогики развития.

Список литературы:

1.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. – М. ТЦ Сфера, 2005 – 64 с (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”)

2.Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию: журнал “Дошкольное воспитание” № 8 – 2004, стр. 36

3.Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М. ТЦ Сфера, 2005 – 160 с (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)

4.Носова Е. А. Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт -Петербург "Детство Пресс" 2002г. –180 с.