Статья из рубрики "Эффективность обучения"

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования основ логического мышления у старших дошкольников. Актуальность темы обусловлена тем, что социальный заказ в сфере образования отражает возрастающую потребность государства и общества в подготовке квалифицированных специалистов, умеющих продуктивно мыслить. В связи с этим в настоящее время особую актуальность приобретают требования к качественно новому уровню развития познавательных процессов, в том числе и на этапе дошкольного образования. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития памяти, внимания, мышления, речи, именно в этом возрасте закладывается фундамент формирования личности. Так же в статье дан историко-педагогический анализ применения дидактических игр в дошкольном обучении и воспитании. Раскрыто и обосновано значение дидактической игры для всестороннего развития ребенка. Рассмотрены разнообразные виды логических и математических игр, выделены их компоненты. Доказано, что одним из эффективных методов является использование системы обучающих игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: старший дошкольник, обучающие игры, дидактические игры, мышление, система обучающих игр, технология логико-математического развития, логико-математическое развитие, проблемно-игровая технология, основы логического мышления, логическое мышление

DOI: 10.7256/2306-4188.2013.4.10311

Формирование основ логического мышления – одна из важных задач дошкольной педагогики. Её успешная реализация возможна в рамках развития математических представлений дошкольников с использованием обучающих игр.

Необходимо отметить, что традиция широкого использования дидактических или в современном понятии обучающих игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, была заложена многими учеными и педагогами.

Дидактическая игра определяется как вид игры, организуемый взрослым для решения обучающей задачи (Е.С. Рапацевич).

Дидактические игры представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Историко-педагогический анализ показал, что использование дидактических игр прослеживается с глубокой древности. Игра рассматривается многими педагогами прошлого (Аристотель, Платон, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.) как важнейший фактор совершенствования детей, как метод обучения и воспитания.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное): одна из них – обучающая, которая принадлежит взрослому; а другая – игровая, ради которой действует ребенок.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель подчеркивал, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Он впервые разработал систему дидактических игр, в которую вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки, написанные Фребелем. Основой дидактических игр Фребеля являлся процесс развития сенсорики ребенка, чувственного познания окружающего.

Е.И.Тихеева определила несколько иной подход к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, эти игры являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е.И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой норм сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А.Венгер, В.Н.Аванесова и другие.

Л.А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).

В.Н. Аванесова считала дидактическую игру важным средством образовательной работы. Она предложила следующую группировку дидактических игр: игры – поручения; игры с прятаньем и поиском; игры с загадыванием и отгадыванием; сюжетно-дидактические игры; игры – соревнования; игры в фанты.

В.Н. Аванесова отмечала, что дидактическая игра позволяет определить, в какой мере ребенок той или иной группы владеет определенными знаниями и способами практических и умственных действий в каждый данный момент.

В исследованиях педагогов, дидактическая игра в учебно-воспитательном процессе выступает в различных функциях:

- как средство воспитания (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, П.Г.Саморукова, А.П. Усова и др.);

- как форма организации обучения и воспитания (В.Н. Аванесова, В.Р.Беспалова, Л.И. Инякина, А.С. Сорокина, Е.И. Удальцова и др.);

- как метод, прием обучения и воспитания детей (Ф.Н. Блехер, Р.И.Жуковская, З.В. Мануйленко и др.).

Большинство авторов, занимающихся вопросами дидактической игры и игровых методов и приемов в обучении, рассматривают их в основном как средство усвоения, закрепления и углубления знаний (В.Н. Аванесова, Т.М. Бабунова, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, О.П. Янковская и др.). Однако некоторые исследователи не отрицают возможностей дидактической игры в усвоении новых знаний (В.Н. Аванесова, В.Р.Беспалова, З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, Е.Ф. Иваницкая, Д.И.Цицхвая и др.).

В настоящее время дидактическую игру в ее классическом варианте можно рассматривать как способ закрепления полученных знаний, а игры на получение новых знаний, развитие основных психических процессов, в частности логического мышления можно определить как обучающие.

Одним из первых на это указал А.А.Столяр. Дидактические игры, по его мнению, имеют огромное значение для развития ребенка, в том числе и основ логического мышления. Благодаря обучающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённую «порцию» познавательного содержания. Данные игры выполняют основные функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую [6, с.117] .

Он одним из первых разработал систему обучающих игр, представленных в книге «Давайте поиграем», где предложил заниматься умственным развитием детей по определенной системе и в увлекательной для дошкольников игровой форме. Им с соавторами разработаны игры, моделирующие важные понятия не только математики, но и информатики, такие как кодирование информации, алгоритмы, вычислительная машина, программа « управляющая работой вычислительной машины» и др.

А.А. Столяр предложил игры, насыщенные логическим содержанием для детей 5-6 лет. В них моделируются логические и математические конструкции и в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Он подчеркивал, что дети не должны видеть, что их чему-то учат, они должны «просто» играть. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники считают, складывают, вычитают, более того, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.

Проблемой использования обучающих игр в развитии ребенка, в том числе основ логического мышления занимались – З.М.Богуславская, А.К.Бондаренко, А.З. Зак, М.К. Сай, А. А. Смоленцева, Е.И. Удальцова и др.

В последнее время поиски ученых О.М. Дьяченко, Е.О.Смирновой и других идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи.

Особенно важным является использование обучающих игр в работе со старшими дошкольниками, т.к. благодаря им на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует.

В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить непосредственно из окружающей действительности, так как их содержанием являются абстрактные понятия математики. Основной их целью является подготовка мышления дошкольника к восприятию фундаментальных математических понятий: «множество и операции над множествами», «функция», «алгоритм» и т. д. В этих играх используется специфический дидактический материал, подобранный по определённым признакам. Моделируя математические понятия, он позволяет выполнять логические операции: разбиение множества на классы, отыскание объектов по необходимым и достаточным критериям и т. д. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщёнными представлениями, формируют логические структуры мышления [3, с.94] .

З.А. Михайлова и М.Н. Полякова разработали технологию логико-математического развития, основу которой составляет проблемно-игровая ситуация. Одним из главных компонентов данной технологии является активный и осознанный поиск детьми способов достижения результатов на основе принятия ими цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. [4, с.259]

Цель проблемно-игровой технологии – развитие познавательно-творческих способностей дошкольников в логико-математической деятельности. Основными составляющими при этом являются – логические и математические игры, проблемные ситуации и вопросы, логико-математические сюжетные игры, экспериментирование и исследовательская деятельность, творческие задачи, вопросы и ситуации. Входящие в технологию игры носят яркий обучающий характер.

З.А. Михайлова и М.Н. Полякова указывают, что на сегодняшний день существуют разнообразные виды логических и математических игр [4, с.262] :

- настольно-печатные игры («Цвет и форма», «Логический домик», «Логоформочки», «Игровой квадрат» и др.);

- игры на объемное моделирование («Кубики для всех», «Тетрис», «Геометрический конструктор» и др.);

- игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Крестики», «Абрис», «Соты» и др.);

- игры на составление целого из частей («Дроби», «Чудо-цветик» и др.);

- игры-забавы (лабиринты, перевертыши и т.д.).

Главными целями данных игр является не только освоение и закрепление математических понятий и умений, но и овладение способами познания (сравнение, обследование, классификация, сериация и пр.), на накопление логико-математического опыта и развитие мышления, сообразительности.

Кроме данных игр, обучающий характер носят также и сюжетные логико-математические игры, которые в соответствии с проблемно-игровой технологией, рассматриваются как аналог современного занятия.

Для сюжетных логико-математических игр свойственны такие черты, как игровая направленность деятельности, широкое использование проблемных ситуаций, творческими задачами, практического исследования и т.д. Главное требование к данным играм – наличие развивающего начала, т.е. обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением.

Е. А. Носовой разработан комплекс игр и упражнений, входящих в логико-математические игры:

- игры на выявление и абстрагирование свойств предметов (цвет, форма, размер);

- игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения;

- игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

Основными компонентами сюжетных логико-математических игр являются:

- наличие завязки-сюжета, действующих лиц и наличие сюжетной линии на протяжении всего занятия;

- наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей;

- абстрагирование от несущественного, приемы выделения существенных признаков;

- овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения и группировки, операциями классификации и сериации;

- игровая мотивация и направленность действий, их результативность;

- наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи;

- возможность повторения логико-математической игры, усложнения содержания включенных в игру-занятие интеллектуальных задач;

- общая направленность на развитие инициативы детей.

Любые виды логико-математических игр, входящих в проблемно-игровую технологию, способствуют развитию мышления детей, умения использования логики при познании мира, повышают познавательный интерес.

Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша».

Как отмечает Р.Л. Непомнящая, «Палочки Кюизенера» как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируе­мых у дошкольников, а также их возрастным возмож­ностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мыш­лении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Возникновение представлений как результат практичес­ких действий детей с предметами, выполнение разнооб­разных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей, в том числе и для развития основ логического мышления.

Е.А.Носова отмечает, что другим универсальным средством развития основ логического мышления являются обучающие игры на основе использования «Блоков Дьенеша».

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различ­ными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классифи­кации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Таким образом, в настоящий момент существуют различные педагогические технологии, отвечающие современным требованиям и позволяющим развивать основы логического мышления детей. Но одной из эффективной является использование системы обучающих игр.