Развитие личностных и интеллектуальных качеств дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности

В последние годы актуальность формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей значительно повышается. В России не снижается количество людей, погибших на транспорте, от пожаров, от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов.

В связи с этим в последнее время увеличился поток указаний, рекомендаций и приказов по вопросам усиления подготовки детей и персонала образовательных учреждений к действиям в опасных ситуациях.

Особую тревогу сегодня испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. В сложившихся условиях педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение здоровья детей. Под здоровьесбережением в образовательном процессе понимается процесс сохранения здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер личности воспитанника, формирование ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания личностного участия. Задача взрослых (педагогов, родителей) состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребёнка, но и подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Введение в образовательную практику нашего дошкольного учреждения курса “Основы безопасности жизнедеятельности” способствует развитию у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях; позволяет формировать навыки жизнесберегающего поведения.

Чему учатся дети: различать опасность и безопасность, выявлять потенциальную опасность, воспитываем активное, действенное отношение к ней, желание и умение предотвращать опасности.

Учитывая минимальные возможности детей в области предотвращения опасности, в процессе воспитательно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста старюсь разворачивать события, позволяющие вырабатывать навыки предотвращения нежелательных вариантов поведения. Безопасность поведения формирую у детей через понимание необходимости соблюдения определённых правил поведения, через развитие сознательных ориентиров в понимании “безопасности – опасности”, через усвоение определённых знаний: о себе и своих родителях, домашнего адреса, о способах избегания опасности в разных ситуациях.

Знания о безопасном и опасном поведении формирую исходя из классификации источников опасности, которую устанавливаем вместе с детьми на основе обсуждения (транспорт, территория, взаимоотношения с людьми, контакт с животными и т.д.). вместе с детьми выделяем возможные опасные явления относительно каждого источника:

Транспорт: отсутствие переходов через дорогу; неумение правильно переходить дорогу, соблюдая правила; стоянки машин в неположенных местах; отсутствие ремней безопасности в легковом транспорте или неприменение их; перемещение в пассажирском транспорте без удержания за поручни и т.д.

Территория: наличие строительных площадок, неограждённые люки и траншеи, наличие арок и проходных дворов, игры в непредназначенных для этого местах.

Люди: нетрезвые, агрессивные, незнакомые группы людей у подъездов, в общественных местах.

Помещение: электроприборы, лекарственные препараты, бытовая химия, неизвестная пища, игры, приводящие к повреждениям тела, проникновение двери чужим людям и т.д.

Целевая деятельность с детьми в условиях реализации курса “Основы безопасности жизнедеятельности” направлена на овладение знаниями о социально и технической безопасности и использовании их в повседневной жизнедеятельности; на формирование потребности в бережном отношении к своему здоровью, имуществу, окружающей среде; на организацию здорового и безопасного образа жизни.

Занятия с детьми обеспечивают реализацию следующих целевых установок:

  • Освоение знаний о здоровье и здоровом образе жизни,
  • Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью,
  • Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; потребности в соблюдении здорового образа жизни,
  • Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; навыками использования средств индивидуальной защиты,
  • Профилактика детского травматизма,
  • Привитие основ здорового образа жизни, соблюдения санитарно-гигиенических условий.

Содержание системной деятельности было направлено на организацию образовательного взаимодействия по следующим разделам:

  • “Дорожная грамота” – обучение правилам поведения на улицах города, знакомство с дорожными знаками, разметкой улиц и дорог, сигналами светофора и правилами дорожного движения.
  • “Чрезвычайные происшествия” – обучение детей поведению в экстренных бытовых ситуациях (умение пользоваться телефоном в случае пожара, травмы; умение привлекать внимание прохожих в случае необходимости и др.).
  • “Безопасность в помещении” – обучение правильному использованию предметов домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (электроприборы, спички, режущие и колющие предметы, опасные места – балкон, открытые окна и др.).
  • “Как быть здоровым” – формирование представлений о возможностях сохранять и укреплять своё здоровье, предупреждать заболевания, предотвращать травмы; развитие навыков личной гигиены, представлений об анатомо-физиологических особенностях своего организма. Дети овладевают навыками оказания “первой помощи” – сообщить о происшествии взрослым (воспитателю, родителю, соседям); при возможности воспользоваться телефоном на основе знаний номеров соответствующих служб: “скорой помощи”, “пожарной части”. Здоровьесберегающее поведение является важной содержательной линией охраны безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Для сохранения и укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, предотвращения травм, умения разумно чередовать разные виды деятельности человеку необходим определённый уровень знаний и представлений об анатомо-физиологических особенностях своего организма. Приобретая знания о работе различных органов и систем, факторах, воздействующих на их нормальное функционирование, дети устанавливают взаимосвязь между своим поведением и его возможными последствиями. У детей развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.
  • “Безопасность на природе” – развитие представлений об опасных ситуациях в окружающей среде, которые могут подстерегать детей во время прогулок и походов в лес, на море, в парк; о ядовитых растениях и грибах; об опасности при использовании воды из загрязнённых водоёмов и возможных способах её обработки.
  • “Безопасность при общении с животными” – обогащение личного опыта ребёнка, направленного на соблюдение правил при контактах с животными.
  • “Ребёнок и другие люди” – развитие представлений о том, что внешность зачастую бывает обманчивой: взрослые с приятной внешностью и дружелюбной улыбкой могут оказаться опасными.

Опыт моей работы показывает, что осуществлять развитие детской осведомлённости о правилах поведения в разных условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы. Результативность работы обеспечивается соблюдением следующих принципов:

  • Системность работы,
  • Доступность её содержания детям,
  • Интегративность образовательной деятельности,
  • Экологизация воспитательно-образовательного процесса,
  • Теоретизация содержания (формирование у детей умений выделять существенное, выстраивать умозаключения, сомневаться, доказывать)

Осуществляя работу в данном направлении, руководствуюсь лучшими российскими традициями воспитания и обучения дошкольников. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами обогащаю знания детей через использование методических приёмов, обеспечивающих эффективное усвоение детьми соответствующего материала

Активно использую методы проблемного обучения: вопросы проблемного характера, проблемные ситуации, экспериментирование, решение кроссвордов, тренинги, игровые упражнения, просмотр видеофильмов и др. Использование метода провокаций является принципиально важным в моей педагогической практике. Организую разыгрывание и разбор ситуаций, когда “нельзя уходить с чужим человеком”. Реально происходящие ситуации (заблаговременно спланированные мною) становятся предметом обсуждения с детьми.

Одним из действенных методов доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, участниками которой являются сами дети. Использование игровых ситуаций, ролевых игр способствует и развитию творческих способностей, расширению детского кругозора.

Используя инновационный метод интегрированного обучения, включаю в систему целостного педагогического процесса разные виды детской деятельности: ознакомление с художественной литературой, познавательно-речевая и художественно-изобразительная деятельности, физическое воспитание, музыкально-театрализованная деятельность.

Совместно с педагогом-психологом осуществляю профилактическую и коррекционную работу, направленную на формирование способов выхода из конфликтных ситуаций; осуществляю просветительскую работу с семьями воспитанников. Специально организованные мероприятия помогают убедиться, что никто не застрахован от опасностей. Оказавшись в экстремальной ситуации, важно уметь сориентироваться, оказать “первую помощь”, действовать быстро и решительно. Оказать своевременную помощь может тот, кто обладает определёнными навыками и запасом знаний. Поэтому я убеждена, что осуществляемая мною работа не только актуальна, но жизненно необходима для современного ребёнка.