Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства. Понятия “творчество” и “интеграция” являются здесь основополагающими. Что мы называем “творчеством”? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Творческие способности – это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Часто развивать творчество у ребенка уже поздно, так как очень многое закладывается гораздо раньше. "Все мы родом из детства…". Эти прекрасные слова Антуана Сент-Экзюпери могли бы быть своего рода эпиграфом к работе психологов, в первую очередь детских психологов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути. Ведь если мы поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития.

Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.

Проанализировав большое количество педагогической литературы, психологических исследований по проблеме формирования творческих способностей я пришла к таким выводам:
  1. в настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Это объясняется “назревшей социальной необходимостью” в творческих кадрах, и главным образом в творческих исполнителях;
  2. необходимость развития творческих способностей связывают также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции, а также с личной удовлетворенностью трудом;
  3. дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство закладывается то, что во многом определяет нашу "взрослую" судьбу, поэтому необходимо создать условия для развития этих способностей. Эти условия – среда, семья, люди, которые работают с детьми;
  4. если возможности для развития способностей не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и чем быстрее, тем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию – необратимый процесс.
На развитие творческих способностей влияют группы факторов:
  1. Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.
  2. Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.
  3. Наконец, третья группа- – это зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности.

Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

“Собственно интеграция” означает “объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания”.

О. П. Петрова и А.В. Петров предлагают авторскую интерпретацию понятия “интеграция” в контексте интеграции наук и интеграции содержания образования, обращая внимание на специфику этих понятий и отдавая приоритет межпредметным связям. Они отмечают: “Интеграция наук – это процесс и результат построения такой целостности, которая создаётся путём синтеза научных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и обусловленная отображением природных связей”, а “интеграция содержания образования – процесс и результат построения целостных учебных дисциплин, созданных путём синтеза научных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей развития науки и обусловленная дидактическим отображением природных связей и отношений, т.е. межпредметными связями.

Наиболее полное и всеобъемлющее понимание педагогической интеграции даётся В.С. Безруковой, рассматривающей её в виде:
  • принципа (ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае её реализации достижение более высоких позитивных результатов в научной и педагогической деятельности);
  • процесса (непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом. Это процесс интегрирования объектов, проектирование пути получения результата);
  • результата (форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом, например интегрированное занятие.
Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция – системное образование, объединяющее:
  • интеграцию – процесс;
  • интеграцию – результат, отражающую момент фиксации получения в ходе осуществления интеграционного процесса определённого интегрального “продукта” и в целом понимаемую как процесс становления целостности, связанной с обменом идеями, понятиями, методами, взаимопроникновением структурных элементов различных областей знаний, расширению эвристических и познавательных способностей (Н.С. Асимов, А. Турсунов, А.С. Белкин, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев).

Интеграция ведет к обобщению и уплотнению, унификации и росту информационной емкости знания; связана с взаимопроникновением структурных элементов различных областей и сопровождается ростом их обобщенности и комплексности, уплотненности и организованности.

Интеграция в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания.

Интеграция имеет две основы: физиологическую и психологическую.

Физиологической основой интеграции Исследования известных учёных – физиологов П.К.Анохина, В.М.Бехтерева, С.В.Кравкова подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.

Психологическими основами интеграции исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития ребёнка (Л.С.Выготский, Н.А.Бернштейн, А.А.Бодалёв, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и др.), показали, что интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой музыкальной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).

Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности.
  1. в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
  2. в изобразительной деятельности – рисунок (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.;
  3. в театрализованной деятельности – выразительные средства драматизации: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
  4. в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры);

Интеграция разных видов искусства и музыкальной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами.

Сажина выделяет следующие требования к структуре интегрированных занятий:
  1. четкость, компактность, сжатость учебного материала;
  2. продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
  3. взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
  4. большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;
  5. систематичность и доступность изложения материала;
  6. необходимость соблюдения временных рамок занятия.

В своей практике проведения интегрированных музыкальных занятий я сочетаю следующие области познания детей:

На основе теоретических положений я разработала свою структуру проведения этих .занятия. Занятие начинается с ведущего вида деятельности, в нашем случае это – музыка, а изобразительная деятельность, театр и развитие речи – вспомогательные.
  1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения.
  2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения этого вопроса на основе содержания разных видов деятельности с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря.
  3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста:
  1. Воспитание интереса к музыке путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений.
  3. Развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх и хороводах; использование выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизация маленьких песен, попевок.
  4. Формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приёмов обучения детей. Предлагаю вашему вниманию план проведения одного из занятий.

Интегрированное занятие “Путешествие в Сладкую страну”

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: способствовать развитию танцевального творчества детей.

Задачи:
  • Развивать способности детей к объединению различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, двигательных в процессе танцевальной импровизации.
  • Создать условия для получения детьми удовольствия от процесса фантазийного общения и игры.
  • Познакомить с назначением чая, видами чая, последовательностью заваривания.

Ход занятия

  1. Упр. “Сказочный полет” – настрой на предстоящую деятельность и параллельно развитие творческого воображения, закрепление умения слышать начало и окончание музыкальной фразы.
  2. Игра “Угадай на вкус” – основная задача – вызвать вкусовые ощущения, которые должны помочь детям в танце в конце занятия
  3. Песенная импровизация “Пудинг” – стимулирование инициативы и самостоятельности в песенной импровизации, т.е. придумывание несложных мелодий.
  4. Рассказ о чае – вызвать слуховые и зрительные ощущения, для того чтобы помочь детям в дальнейшем войти в образ. Познавательная информация.
  5. Слушание “Китайский танец” – объединение полученных ощущений для возникновения эмоционально-образных представлений о содержании музыки.
  6. Музицирование “Варим компот” – стимулируем слуховое воображение и ассоциативное мышление.
  7. Танцевальное творчество “Танец сладостей” – создание ситуации для танцевальной импровизации.

Сценарий проведения

Дети входят в зал, встают в круг. Приветствие.

Музыкальный руководитель: Дети, я приглашаю вас на необычное занятие. А необычное оно, потому что оно будет не только интересным, но еще и очень вкусным. А как вы думаете, чем можно заняться на вкусном занятии? (ответы)

Есть деревья, где растут

Конфеты с шоколадками,

И леденцы с помадками,

И пряники с печеньями,

И баночки с вареньями.

В какой стране есть такие деревья? (Сладкой, сказочной, шоколадной… )

А вы хотите побывать в такой стране? Мы сейчас с вами отправимся в Сладкую страну на маленьких разноцветных вертолётиках.

Игра “Сказочный полет”

(Открывается дерево.)

А вот и конфетное дерево, значит, мы с вами уже прилетели в Сладкую страну.

Как вы думаете, как называют жителей Сладкой страны? (Сладкоежки. )

(Из-за ширмы появляется кукла Король Сахар Рафинадович. )

Король: Добрый день, спешу представиться, друзья, король Сладкой страны Сахар Рафинадович, а вы откуда пожаловали?

Муз.рук. Мы прилетели из детского сада, очень хотим побывать в Сладкой стране.

Король: Я очень люблю гостей.

Муз.рук.: Дети, а вы любите когда к вам приходят гости? А как вы встречаете гостей?

Король: Я приготовил для вас сладкое угощение, присаживайтесь за столы, угощу вас вкусным вареньем (дети рассаживаются за столы).

Муз.рук.: Дети, а из чего можно сварить варенье? (Ответы. )

– А теперь давайте попробуем угадать, из чего сварено варенье. (Дети пробуют .)

– Какое варенье на вкус? (Сладкое, кисло-сладкое. )

– А чем еще угощают гостей? (Выслушиваются ответы детей. )

– А англичане любят, есть пудинг. Помните стихотворение, кто прочитает?