Развитие внимания у дошкольников посредством развивающих игр

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Дошкольное детство - особый период в развитии личности. В жизни человека дошкольное детство - небольшой отрезок. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Интеллектуальное развитие современных дошкольников идет более быстрыми темпами, чем развитие их сверстников 10-15 лет назад. Растет заинтересованность родителей в активном интеллектуальном развитии детей с самого раннего возраста, в подготовке их к школе.

Таким образом, раннее интеллектуальное развитие является требованием времени. Однако, надо понимать, что одностороннее взращивание интеллекта обедняет эмоциональную сферу ребенка, не дает ей полноценно развиваться. Это может создавать проблемы не только в сегодняшней жизни детей, но и с большей вероятностью в их взрослой завтрашней жизни.

Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что здесь закладывается вся система психологических функций, в центре которой лежат познавательные процессы: восприятие, память, воображение, мышление и внимание. Благодаря познавательным психическим процессам ребенок получает знания об окружающем мире и о себе, усваивает новую информацию, запоминает, решает определенные задачи. Необходимым условием протекания психических процессов является внимание. Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). Ребенок в дошкольном возрасте направляет свои действия под влиянием взрослого. Своевременное выявление уровня развития внимания, как одной из частей познавательной сферы детей, имеет практическую значимость. Задача педагога заключается в том, чтобы узнать зону ближайшего развития ребенка, понять, в каком направлении двигаться и, что надо сделать, для того чтобы наши воспитанники выросли умными, здоровыми, счастливыми. Научить их прислушиваться, присматриваться, стать более внимательными к миру ощущений, предметов, эмоций, знаний, которые их окружают.

Игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Говоря о развивающей игре, можно отметить то, что – это элемент новизны, именно она и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку ребёнку готовая игрушка не в состоянии в том же объёме, что развивающие игры. Развивающие игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, а также оказывают положительное влияние на процесс систематизации знаний дошкольников об окружающем. Эффективность использования развивающих игр: повышается активность детей, игра обеспечивает межличностное общение, в игре происходит развитие познавательных процессов. Для того, чтобы обосновать гипотезу, сначала необходимо выявить уровень развития внимания у детей, а именно его свойств (объем, устойчивость, переключаемость). Существует множество методик для диагностики уровня свойств внимания дошкольников. И, прежде чем приступить к диагностике, необходимо подготовить все необходимое. Диагностический материал должен быть доступным и выполнение заданий по диагностике проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме не дольше, чем 15 минут в день. Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между исследователем и ребенком.

Приступать непосредственно к диагностике необходимо, только когда у ребенка есть интерес, иначе результат будет низкий. Во время выполнения ребенком того или иного задания, педагог должен быть терпеливым и доброжелательным. После того как ребенок завершит, обязательно похвалить его, даже если все получилось совсем не так, как вам хотелось бы. Согласитесь, плюсы можно отыскать в любом результате. Для выявления уровня внимания дошкольников предлагаем использовать три методики, которые представила Трясорукова Татьяна Петровна - специалист в области детской психологии, автор книг и статей, посвященных проблемам развития детей дошкольного возраста. Эти методики направлены на исследования свойств внимания. В каждой методике имеются критерии оценки, по которым можно определить уровень развития изучаемого свойства внимания.

Методика - игра №1 «Что увидел? »

Методика направлена на диагностику объема внимания. Разложить на столе семь предметов, знакомых ребенку (конфета, карандаш, куколка, машинка, мячик, ложка, кубик, прикройте их салфеткой. Обращаемся к ребенку по имени, а ты любишь играть в прятки? Ответ ребенка. А я тоже люблю играть в прятки. Саша я сегодня пришла в группу и увидела что-то необычное. Мне кажется, что у нас в группе кто–то спрятался в этой коробочке и хочет с нами поиграть в прятки. Ты хочешь узнать кто там спрятался? Ответ ребенка (Да). Показать ребенку эти предметы в течение 3-5 секунд, затем закрыть их салфеткой («предметы опять спрятались») и попросить ребенка назвать их («ищем предметы»). Оценка результата осуществляется по количеству правильно названных предметов. Уровни развития объема внимания

Низкий уровень: (2 балла) 1-2 предмета названы правильно, отвечает неуверенно.

Средний уровень: (3 балла) 3-5 предметов названы правильно, отвечает неуверенно.

Высокий уровень: (4 балла) 6-7 предметов названы без ошибок, отвечает быстро.

Методика - игра № 2 «Перепутанные линии»

Методика позволяет определить устойчивость внимания.

Ребенка нужно ввести в игровую ситуацию. Воспитатель предлагает исследуемому ребенку послушать очень интересную историю. Как-то раз решила бабушка испечь колобка. Тесто получилось очень мягкое и пышное. И поэтому, бабушка решила испечь не одного колобка. И вот испеклись у бабушки пять одинаковых колобков. Но единственное, что их отличало, это эмоция. Получились веселый, удивленный, грустный, злой и любопытный колобки. Ребенку предлагается помочь колобкам вернуться домой. Колобкам не просто вернуться, потому что они укатились по разным дорожкам. Для этого ребенку предлагается рисунок с перепутанными линиями. Попросите его проследить каждую линию от колобка до домика по очереди. Задача детей определить каким по счету колобок доберется до дома, определяя глазами путь каждого колобка.

Уровни развития устойчивости внимания

Низкий уровень: (2 балла) более 3 ошибок, работа выполняется с помощью пальчика.

Средний уровень: (3балла) 2 ошибки, работа выполняется медленно, неуверенно, появляются попытки проследить линию с помощью пальчика.

Высокий уровень: (4 балла) работа выполняется без ошибок, быстро и самостоятельно.

Методика - игра № 3 «Найди к домику ключ»

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключаемости внимания ребенка. Дети получают лист, на котором нарисованы домики червячка это грибок, божьей коровки это цветок, гусеницы это листок. Задача детей – помочь червячку, божьей коровке и гусенице подобрать ключики к своим домикам, т. е. в каждом предмете (домике) расставить нужные знаки (ключи, которые представлены в образце. Задание надо выполнять как можно быстрее и поочередно просмотреть все семь строчек. Работа продолжается 3 минуты. Работать ребенок должен последовательно, просматривая каждый ключик.

Уровни развития переключения внимания

Низкий уровень: (2 балла) 5 и более ошибок, работа до конца не доводится (более 5 минут) .

Средний уровень: (3 балла) менее 4 ошибок, работа выполняется медленно (более 3минут, требуется помощь и напоминания задания, работа доводиться до конца.

Высокий уровень: (4 балла) 1-2 ошибки, работа выполняется в быстром темпе (2-3 минуты, уверенно и самостоятельно.

После проведения данной диагностики выявились дети с низким и средним уровнем развития объема, устойчивости и переключаемости внимания. Поэтому для коррекции развития внимания необходима коррекционно-развивающая работа с этими детьми.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя:

Игры и игровые упражнения на развитие внимания:

«Что изменилось», «Горячо-холодно», «Съедобное-несъедобное», «Угадай, из чего сделан предмет», «Поем вместе», «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», «Достань названный предмет», «Найди различия», «Найди одинаковые предметы», «Какой игрушки не хватает», «Будь внимателен», «Внимание», «Лови мяч».

Сенсорное внимание: «Четвёртый лишний», «Найди два одинаковых рисунка», «Выкладывание узора из мозаики», «Забавные фигурки из счетных палочек », «Нанизывание бусинок», «Лото», «Опиши друга», «Удочка», «По новым местам! », «Найди различия в картинках».

Слуховое внимание: «Исправь ошибки», «Что мы слышим», «Разведчики», «Угадай, где позвонили», «Скажи о том, что ты слышишь», «Тихо – громко», «Определи по звуку, где игрушка», «У кого палочка», «Определи по звуку, где игрушка», «Жмурки с колокольчиком», «Это кто», «Кто в гости к нам пришел», «Птицы, внимание – ветер! », «Внимание! Погода меняется».

Психогимнастика: «В магазине зеркал», «Тень», «Слушай и исполняй! », «Передача движения по кругу».

Физминутки и пальчиковая гимнастика.

После проведения коррекционно-развивающей работы была проведена повторная диагностика уровня развития свойств внимания у дошкольников, при использовании тех же методик, с изменением только изображения сюжета картинок. По полученным результатам можно отметить некоторое повышение показателей уровня развития внимания. Исходя из проведенной исследовательской работы подтвердилась выдвинутая гипотеза: развитие внимания у детей дошкольного возраста может быть реально и существенно повышено, если процесс обучения дошкольников будет целенаправленно и комплексно осуществляться в игровой деятельности при использовании развивающих средств. Развивающая игра оказывает влияние на умственное развитие дошкольников.

Важно знать и помнить, что игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

И очень хотелось бы, чтобы родители, воспитатели и педагоги прислушались к таким словам, как: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».

Литература:

1. Трясорукова Т. П. Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста: диагностика, коррекция. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.

2. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Развитие внимания и воображения дошкольников: Издательство Академия развития, Ярославль ООО Академия Холдинг. -2000.