«Театрально-игровая деятельность - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Выступление

на методическом объединении Школы творческого развития «Ступеньки»

ТЕМА: «Театрально-игровая деятельность -

как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

педагог дополнительного образования:

Зубкова Елена Евгеньевна

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что среди многочисленных игр у детей очень популярны игры в “театр”.

Но не каждый ребенок может разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, передать характер персонажа. Причиной могут служить психоэмоциональное напряжение, речевые проблемы и вследствие, страх выглядеть смешным перед зрителями. Игра-драматизация требует от дошкольников необходимых для ее выполнения способностей, умений, навыков.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. И это качество необходимо всячески развивать.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности явилось целью дальнейшей работы. Исходя из поставленной цели, определила следующие задачи:

  • развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
  • совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
  • обогащать и активизировать словарь;
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • воспитывать гуманные чувства у детей.

Работа по данной теме осуществлялась в три этапа.

  • I этап. Аналитико-диагностический.
  • II этап. Практический.
  • III этап. Аналитико-обобщающий.

Напервом этапе. решая поставленные задачи: изучила литературу по данной теме.

За основу взяла программу «Театр – творчество – дети» (автор Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович), в которой авторы впервые систематизировали средства и методы театрально-игровой деятельности, а также научно обосновали поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения. Авторы данной программы выдвинули и подтвердили гипотезу о том, что театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной, т.е. важнейшим в детском творческом театре есть процесс репетиций, процесс творческого проживания и воплощения, а не конечный результат. Именно в процессе работы над образом происходит развитие творческих способностей и личности ребенка.

С целью выявления интереса к театру провела наблюдения, беседы, опросы родителей.

Навтором этапе своей работе при создании системы планирования опиралась на принцип триединства: деятельность с детьми, взаимодействие с педагогами, сотрудничество с родителями.

Используя «Модель развития творческих способностей дошкольников», куда вошли такие виды деятельности, как: «Знакомство с основами драматизации», «Знакомство с основами актерского мастерства», «Знакомство с основами кукольного театра», «Самостоятельная театральная деятельность», «Праздники и развлечения», составила перспективный план.

Совместно с детьми мы разработали правила поведения на занятиях:

• говорить негромко;

• ходить спокойно;

• помнить, для чего мы находимся в зале;

• смело показывать свои способности;

• заботиться друг о друге;

• помогать друг другу;

• внимательно слушать друг друга (дать возможность высказаться каждому).

Занятия по театрализованной деятельности проводились один раз в неделю и включали в себя как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

Занятия проходили в двух направлениях:

  • Освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;
  • Освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.

и строились по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность
  • театрализованной деятельности.

Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, использовала разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

Результатом работы стало участие детей в музыкальных спектаклях: «Коза и семеро козлят на новый лад», «Маша и медведь», «Стрекоза и муравей» .

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы: подавляющее число детей:

  • свободно владеют импровизационными умениями;
  • умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации;
  • владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях;
  • с удовольствием выполняют творческие задания;
  • стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.

Можно сделать вывод: театрально-игровая деятельность является наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей.

Список используемой литературы:

  1. Антипина А.Е. ««Театрализованная деятельность в детском саду», М. «ТЦ Сфера», 2006 г.
  2. Артемова Л.В. «Театральные игры дошкольников», М. просвещение, 2001г.
  3. Буренина А.И. «Театр всевозможного», С.-Петербург, 2002 г.
  4. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», М. «Вако», 2007г.
  5. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театра: Программа «Театр - творчество - дети», М. АРКТИ, 2004 г.
  6. «Фольклор-музыка-театр» под редакцией С.И. Мерзляковой, М. Линка-пресс, 2009г.
  7. Царенко Л. «От потешек к Пушкинскому балу», М. Линка-пресс, 2009г.