Доклад «Занимательная математика в развитии логического мышления детей»

Актуальность.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития логического мышления детей с самого раннего возраста. Чтобы помочь детям развивать логическое мышление я использую развивающие игры на занятиях и в свободное время.

Учёба и игры – две разные формы деятельности, между ними имеются качественные различия. Задача педагога – сделать плавным переход детей от игровой деятельности к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в логическом и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Использование игровых приёмов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Исходя из этого можно сформулировать следующую гипотезу: развитие логического мышления у дошкольников посредством занимательных развивающих игр будет эффективно при использовании игровых методов и приёмов в образовательном процессе.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста логического мышления посредством занимательных развивающих игр.

Задачи:

- рассматривать занимательные развивающие игры как средство активизации обучения математике;

- развивать самостоятельность познания, проявление творческой инициативы;

- поощрять детей к освоению и применению познавательных умений по выявлению свойств и отношений в разнообразных жизненных ситуациях.

Занимательный математический материал служит одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывать палочки и предметы по образцу или собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения.

Занимательный математический материал можно использовать на занятиях и для организации самостоятельной деятельности детей. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении.

Многообразие математического материала – игр, задач, головоломок, дает основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности. Занимательный математический материал можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие игры и упражнения.

В группе оборудован центр «Занимательная математика», где собраны разнообразные развивающие игры. В этом центре дети находят себе занятия по интересам, например: поиграть в игру «Разрезные чайники» или рассортировать разноцветные макароны по цвету.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Детям очень нравится с играми «Собери бусы», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика», выкладывать из счетных палочек.

Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют формировать геометрические представления и пространственное воображение у детей. В играх с палочками создаются большие возможности для развития смекалки и сообразительности, а также активности, самостоятельности.

На первом этапе дети играют с палочками, строя различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение, выкладывают узоры и сюжеты. На втором этапе в качестве условий построения, преобразования той или иной фигуры выступают ее пространственно-количественные характеристики. Ребенок строит и преобразовывает по условиям: заданному количеству палочек, взаимному расположению и др.

Например, воспитатель загадывает загадку про треугольник и просит его построить, получаются разные треугольники. Полученные фигуры нужно описать: указать количество сторон, вершин, углов, количество палочек.

Весь комплекс занимательных игр и упражнений на развитие математических способностей, следовательно, на развитие логического мышления, - это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ступеньки. Чем выше поднимаешься, тем больше усилий прилагаешь, тем больше удовлетворения в душе. Важно не погасить желание ребенка двигаться дальше, а для этого надо заинтересовать, поощрить, вовремя ему помочь.

Во второй младшей группе дети уже имеют базу знаний о цвете, форме, величине. Для дальнейшего развития мышления необходимы пособия с повышенной сложностью. Здесь на помощь приходят логические блоки Дьенеша. С их помощью закрепляли понятия «большой – маленький», также добавилась величина «толстый – тонкий». Дети с удовольствием конструировали из блоков различные постройки, обговаривая свои условия, называя блоки по форме и цвету.

Первый этап. Блоки Дьенеша привлекают внимание детей прежде всего своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяют их самостоятельно: группируют по этим признакам, выстраивают разнообразные структуры, но чаще художественные композиции. Детям предлагаются игры типа «Угадай цвет», Найди блок», «Дружат – не дружат». Для усложнения задачи, повышения мыслительной деятельности мы ввели в игру с блоками карточки-символы, обозначающие свойства блоков (цвет, размер, форма, толщина). синий, круглый, большой и т. д. а также карточки с отрицанием свойств: не синий, не маленький, не квадратный. Использование таких карточек помогает перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.

Логические блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями важными как в плане предматематической подготовки и общего интеллектуального развития.

Для развития логического мышления дошкольников мы использовали палочки Кюизенера.

Первый этап. Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конструкции. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако во время игры с палочками дети замечают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек одного цвета. Проводились следующие игры: «Заборчик», «Зоопарк», «Построим мост», «Веселый поезд».

Второй этап. Пространственно-количественные характеристики столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. Воспитатель дает возможность ребенку выбирать действия самому. Тогда игра будет радовать открытием нового. Ребенок быстро научится переводить игру красок в числовые отношения, постигать тайны загадочного мира чисел.

Для развития творческих способностей детей использовали игру «Сложи узор». После внесения этой игры в группу дети первое время самостоятельно играли с кубиками: выкладывали коврики определенного цвета или разноцветные, строили башни, дорожки. В старших группах дети самостоятельно выкладывают узоры, как придуманные самими, так и по образцу. Параллельно с развитием творчества во время игры с кубиками закрепляли знание цветов и геометрических форм: треугольник и квадрат; дети выводят закономерности в выкладывании больших треугольников, квадратов, прямоугольников. Вариативность кубиков дает постоянную задачу для ума, длительную интеллектуальную нагрузку.

Творческие игры – развивающие игры. Все задания дети делают самостоятельно. Со стороны взрослых важно набраться терпения и дать возможность ребенку думать самостоятельно: творить, исправлять свои же ошибки, добиваться цели.

Свое творческое мышление дети развивают через такие игры, как:

«Монгольская игра»

«Танграм»

«Вьетнамская игра»

«Колумбово яйцо»

«Лепестки»

«Волшебный круг»

«Пифагор»

Эти игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, домов, кораблей из наборов геометрических фигур. Еще их называют геометрическими конструкторами. Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, смекалку, находчивость.

Дети с удовольствием играют в эти игры, в ходе которых учатся анализировать, классифицировать, развивают мелкую мускулатуру рук, учатся общаться как с детьми, так и со взрослыми. Чтобы у детей не угас интерес к занимательным играм, необходимо постоянно обогащать развивающую среду новыми пособиями и играми занимательной математики.

Занимательный математический материал воспитывает у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерной для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения занимательной задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что занимательная задача содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.