Игры для развития творческого мышления у дошкольника

Ни для кого не секрет, что игра – наилучшая форма обучения ребенка, и чем младше ребенок, тем больше эффективность поставленных в играх задач. Родители, всегда желающие развлечь малыша, доставить ему максимум удовольствия и положительных эмоций, не должны забывать, что та или иная игра может способствовать развитию конкретного навыка или знания. Кроме того, увлеченная и заинтересованная игра родителя с ребенком наилучшим образом способствует развитию таких составляющих личности малыша, как его внимание, воображение, память, мышление и способности, т.е. всего того, что поможет ему в дальнейшем целеустремленно шагать по жизни, сообразуясь со своей индивидуальной волей и законами социума.

Что должен уметь ребенок перед школой

Игры на развитие восприятия содействуют умению ребенка анализировать предметы по величине, цвету и форме. Ребенок к концу дошкольного периода жизни (т.е. к 6-7 годам) должен различать семь цветов спектра, а также их оттенки и насыщенность. Будущим школьником должны быть четко усвоены основные геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник и овал), которые, к тому же, ребенок должен быть способным варьировать и подбирать по образцу (сортеры – это наиболее привычная игра для усвоения данной задачи еще в 2-3-летнем возрасте, к 4-6 годам они могут быть замещены лото с соответствующим заданием на подбор к основным фигурам предметов подходящих геометрических форм).

Игры, ориентированные на развитие внимания

Здесь в процессе игровой деятельности нужно стремиться к формированию таких особенностей внимания, как:
  • устойчивость,
  • переключаемость
  • распределяемость внимания.

Постепенно к концу дошкольного периода происходит переход от внимания непроизвольного к произвольному. Особенностью второго вида внимания является способность ребенка сосредотачиваться на конкретно поставленной задаче, тогда как раньше он был ведом исключительно сиеминутными увлечениями, наиболее привлекательными для него предметами и занятиями. Родитель должен стремиться к тому, чтобы ребенок научился распределять внимание между шестью-семью предметами, а также заниматься в течение 1-1,5 часа одним видом деятельности. Удачным индикатором внимательности ребенка могут стать игры-конструкторы (по образцу), пазлы, найди различия между двумя почти одинаковыми картинками. Однако родители должны помнить одно правило: если ребенок, как Вам кажется, в чем-то не соответствует возрастным показателям, это повод не для расстройства, а лишь повод для самосовершенствования. Попробуйте сами поставить перед ребенком конкретные задачи, смотивировать его деятельность (к примеру: «сначала собери вот эти три формы» (если речь идет о конструкторе) или «собери такие-то элементы, потом попробуешь соединить» (если речь идет о пазле).

Игры, развивающие память

К 5-7 годам память также становится произвольной, т.е. контролируемой самим ребенком. Дошкольнику этого возраста посильно ставить себе цели что-либо запомнить, для чего он подбирает средства для этого процесса. И в этом также проявляется творческое мышление ребенка. Эту составляющую личности ребенка можно удачно развить с помощью игр в лото (которых сегодня на рынке детских игр огромное количество), с помощью игры «Запомни, как и что расположено – и что изменилось», с помощью электронных игр на заучивание правил дорожного движения, диких и домашних животных, профессий и т.д. где ребенку предлагается нажимать ручкой на той или иной картинке, получая сигнал о правильном или неправильном ответе.

Игры, развивающие мышление

Мышление – еще одна неотъемлемая категория для целостного формирования личности ребенка. Стоит различать 3 основных формы мышления:

  1. наглядно-действенное,
  2. наглядно-образное,
  3. логическое.

Первая форма начинает свое интенсивное формирование еще в младшем школьном возрасте, когда малыши в процессе действий с разными предметами изучают их свойства, признаки, функции. Тогда как все же главной формой мышления в дошкольный период является наглядно-образное мышление, в котором происходит накопление образов, в синтезированной картине которых ребенок потом выделяет наиболее существенное, и, видя соотношение этих картин, приходит к соотношению частей. К 5-6 годам у ребенка формируется умение рассуждать, что является признаком появления логического мышления. Очень кстати придутся игры с требованием составления умозаключений. Например, головоломки (змейки, пятнашки), уместны будут настольные игры, рассчитанные на двоих или троих: эрудит, морской бой и др.

Развитие творческих способностей – это, своего рода, конечная цель, к которой стремится процесс всестороннего формирования восприятия, внимания, памяти, мышления. В конце концов, именно от умения выражать мысли, чувства, обыгрывать свойства обычных предметов нестандартным образом, созидать, а не разрушать, зависит полноценное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Старайтесь предлагать ребенку игры, предполагающие вариативность ответов, когда стимулируются его и фантазия, воображение.

И не забывайте, какими бы серьезными и, на первый взгляд, непосильными казались задачи для формирования гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка, они достижимы через любовь, ласку и понимание.

2012-10-29rebenok16.ru