2 Развитие изобразительной деятельности дошкольника

21 Особенности рисунка дошкольника

Возможности дошкольника в овладении изобразительной деятельностью значительно возрастают благодаря развитию самосознания, расширению познавательного опыта Содержание рисунков дошкольника значительно усложняется Он Зумой овлений опытом ознакомлению с окружающим, развитием его умственной деятельности и изобразительных умений, индивидуально-половыми особенностями (отношением к предмету, интересами) Если дети раннего возраста в умеют проводить линии, приближенные к прямым, в круг или полукруг, то и содержание их рисунков выступают шарики с ниточками, ожерелье, дорожка, мячик, печенье С 3-х р рисунках все чаще появляется оскорбление человека Сначала это так называемые головоногих, затем на рисунках отличается голова, шея, туловище, ноги В средних дошкольников особенно любимые предметы для рисования, которые они неоднократно зоб ражаем: дом, цветок, птица, рыбка, дерево, солнце После 5 г при поддержке взрослого содержание рисунков резко расширяется Дети долго и с увлечением рисуют Их работы отражают определенные сюжеты, где изображены не просто набор предметов, а их взаимосвязь: вид комнаты, девочка с шариками на параде, берег моря с детьми и т.д. На своих рисунках дети пытаются изображать процессуальность объявления щ - так появляются серийные рисунки, которые соответствуют развитию определенного сюжета: Колобок в лесу с Медведем, затем Колобок с Лысой В рисунках дети изображают также игровые сюжеты с определенными персонажами В они выполняют такие рисунки не один день, воспроизводя картины жизни персонажей: Принцесса из сказки переживает в рисунках разные приключения: вот она в домике на берегу моря, вот ее спасает смелый Котигорош ко, а теперь она на балу танцует с ни танцює із ним.

Развитие техники образотворення позволяет изобразить предмет так, чтобы его узнавали окружающие, однако изображение это отмечается схематизмом И причина этого не только в уровне техники рисования, но и в в особенностях детского восприятия, которое еще недостаточно детализированное и дифференцированное В своем рисунке ребенок передает существенные, важные для узнавания признаки и детали оригинала, несмотря на менее заметны качества Рисунок создается ребенком с помощью образного обобщения, которое составляет предпосылку графического моделирования (Л Венгернгер).

Постепенно в процессе целенаправленного обучения изобразительной деятельности технические умения и навыки ребенка совершенствуются Выбор того, что рисовать основывается на опыте ребенка и на его отношении к его в компонентов Меньшие дети рисуют то, что умеют, а старшие дошкольники, как правило, любят рисовать то, что им нравится, вызывает у них приятные переживания Развитие техники рисования в старших дошкил ьникив позволяет через рисунок передать свое отношение к изображенному выразительных средств, прежде служат линия и цвет Приятное, хорошо ребенок рисует более внятно, четко, детализировано, яркими кол ьорамы То, к чему ребенок относится негативно, что вызывает у нее неприятные переживания, выглядит на ее рисунке аморфным, в темных однообразных цветах, как сплетение хаотических линии ліній.

Дети любят рисовать цветы, животных, различные узоры, орнаменты

С помощью цвета ребенок изображает не только внешний вид предмета, но и свое отношение к нему Ребенок часто имеет определенный любимый цвет, которым разрисовывает все, к чему относится положительно Поэтому на рисунках детей видим предметы, разрисованные в несвойственные для них цвета: красные листочки, красный мишка т.п. С помощью цвета дети отражают динамику явлений: листочки весной зеленые, а осенью желтые, днем. небо голубое, а ночью темно-синее, черныйрне.

Отношение ребенка к изображенному отражают также композиция и размер объектов важный объект обычно больше других Причем реальное соотношение размеров предметов часто не сохраняется

Восприятие ребенком листа как поверхности, на которой размещается фотография, испытывает возрастных изменений по следующим этапам (Ю А Полуянов)

1 лист бумаги воспринимается как безграничная плоскость, на которой можно разместить все свои рисунки, не связанные между собой единым замыслом Отдельные изображения расположены хаотично, не учитывают соотношение м между предметами Так, воздушный шар выходит изображенной так, что нить оказывается выше самой шарик течение рисования ребенок переворачивает лист, выходит за его пределы, рисуя на столе, на полу тощтощо.

2 Ребенок ориентируется при рисовании на \"верх\" и \"низ\" Письмо делится на две части: небо и землю, а объекты располагаются между ними в пределах центральной полосы листа Такая композиция наиболее характерна а для рисунков детей дошкольного возраста и называется \"фризовой називається "фризовою".

3 выделение левой и правой стороны листа При этом ребенок учитывает также верх и низ листа, выделяя центральный участок (структурный центр) и размещая в нем главный объект (смысловой центр) В. труктурний центр рисунка выступает одновременно и смысловуювим.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter