Проект на тему «Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»

Проблема развития эмоционального интеллекта наиболее актуальна в дошкольном возрасте. Актуальность проблемы обусловлена потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе общепринятых ценностей и норм. С одной стороны, детство является периодом становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов. Вероятно, самым важным различием между коэффициентом умственного развития и коэффициентом эмоционального развития является то, что последний менее всего связан с генетическими факторами, что придаёт большую значимость процессу дошкольного воспитания и социализации в этом возрасте.

С другой стороны, программы развития эмоционального интеллекта для дошкольников должны носить адекватный возрасту и ведущей деятельности характер. В последние годы наблюдается ухудшение в целом состояние здоровья детей дошкольного возраста. Анализ состояния здоровья показывает увеличение доли детей с нарушениями нервной системы и синдромом гиперактивности.

В то же время федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие. А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса, является на сегодняшний день актуальной проблемой и задачей сохранения детского здоровья решаются на самом высоком государственном уровне.

Но, как показывает практика и имеющийся опыт по решению данных задач, существуют определенные недостатки, как в результатах и в основном процессе, так и в самих условиях профессиональной деятельности.

- у детей дошкольного возраста в недостаточной степени сформировано умение правильно управлять своими эмоциями;

- нет представления как реагировать на то или иное эмоциональное состояние, как действовать в ситуации эмоционального состояния с другими членами коллектива;

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.

- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в проявлении своих чувств.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

- внести в тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса новые эффективные формы работы взаимодействия с педагогом -психологом (тренинг «Играем в эмоции», сюжетно-ролевая игра «Больница», круглый стол «Для чего нужны эмоции», «выяснить что знают родители об эмоциональном интеллекте», консультации «Эмоции и здоровье наших детей», мастер класс см.п5);

- включение перспективного планирования содержания, форм и средств развития социального и эмоционального интеллекта дошкольника (наблюдения в игре);

- применение новых эффективных современных форм работы с воспитанниками и их родителями по развитию социального и эмоционального интеллекта детей (посещения комнаты психологической разгрузки, игротерапия «сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д», использование наглядных пособий фотографии, рисунки»);

- опираясь на ФГОС развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

- формирование совместно с психологом картотеки наглядно-демонстрационных материалов по развитию социального и эмоционального интеллекта дошкольника;

- беседы о важности умения адекватно проявлять свои чувства и учитывать чувства других, чтение художественной литературы (в.Сутеев «Мешок яблок», Терем-теремок», театрализация русских народных сказок «Рукавичка», «Волк и семеро козлят»);

- организация мастер-классов раз в год «Играем в эмоции», семинаров-практикумов раз в полгода «Роль положительных эмоций в социализации детей старшего дошкольного возраста»), консультаций с целью повышения компетенции педагогов по вопросу системы развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;

- опросы и анкетирование родителей на предмет адекватного проявления социального и эмоционального интеллекта в условиях семьи;

- диагностика проводимая педагогом-психологом для уровня развития социального и эмоционального интеллекта детей и оценки эффективности педагогических действий, индивидуального развития ребенка и дальнейшего планирования (с использованием мультимедийного дидактического пособия «Задачки зайца Степана»);

- наблюдение с целью выявления умения адекватно проявлять свои чувства и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

- систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о способах адекватного проявлениях чувств человека.

Методическая разработка (старшая группа) по теме: ПРОЕКТ "Развитие эмоциональной сферы дошкольников"

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л.С. Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем  может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно,актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Подписи к слайдам:

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. В.А. Сухомлинский Для решения поставленных задач и целей по развитию эмоциональной сферы дошкольников использую тренинговые

программы С.В. Крюковой. Программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения «Давайте жить дружно!». Основная цель. адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков. Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». которая направлена на то. чтобы научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с методами релаксации и саморегуляции. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого 30-40 минут.

дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» Автор воспитатель Марычева Светлана Александровна Руза 2012г. Основной этап проекта Сравнительные данные мониторинга уровня развития эмоциональной сферы Завершающий этап проекта Цель проекта «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»: создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния. Задачи: Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста. 2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. 3. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям. В работе использованы следующие принципы: развития, взаимодействия, психологической комфортности, формирования деятельности, здоровьесберегающий принцип. Возраст детей: 4-6 лет. Подготовительный этап проекта. проведение первичной диагностики детей, анкетирование родителей, подборка и анализ методической литературы, разработка цикла занятий с детьми. Подготовка материалов и оборудования. Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. Вся боль уходит за ворота, когда сочувствует вам кто-то 1. Упражнение «Давайте поздороваемся друг с другом» (создание положительного настроя) 2. Беседа на тему «Узнай эмоцию» 3. Настольный театр «Эмоции»

Предварительный просмотр:

ГБОУДПО «Ставропольский краевой институт развития образования повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Дай сделать – и я пойму.

Игра является феноменом общечеловеческой культуры. Она обучает, развивает, социализирует (А.С.Шмаков). Вот почему данная проблема не теряет актуальности в дошкольной педагогике в разные периоды времени.

Л.Френк предположил, что игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить своё воображение, овладеть ценностями культуры и  выработать определенные навыки. «Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности».

Учитывая широту существующих научных исследований в области игровой деятельности (И.Байер, Г. Спенсер, К. Гросс, Г.Шурц, Д.Эльконин и др.) мы отдали предпочтение российскому ученому Д.Эльконину, но совершенно не отвергая идеи других ученых, взяли для практической работы модель игровой деятельности дошкольника, в которой выделили 5 блоков:

Рассматривая, блоки модели игровой деятельности дошкольника, хочется отметить что, все они детерминированы. Причинная обусловленность игры отражает те направления развития ребенка, которые можно назвать универсальной сферой «самости» ребенка. Говоря об универсальных качествах личности ребенка-дошкольника, применительно к социуму, мы подразумеваем такие качества личности, как: самооценка, самопроверка, самовыражение, самоопределение, самостоятельность, - что очень важно для ребенка.

В игре ребенок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями, соотносить свои желания с желаниями других детей. Вместе с тем игра – при правильном её использовании мощное средство развития важнейших психических средств, способностей ребенка и его личностных качеств. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Он сам заинтересован собственно игрой, её процессом. Он может сам создать замысел игры и реализовать его. Он сам выполняет необходимые ему действия, сам переживает неудачи и поражения. Именно игра делает ребенка самостоятельной личностью.

Современная российская система образования находится в стадии постоянного динамического обновления. Развитие образования определяется противоречием между развитием инновационных преобразований и их слабой изученностью. Этим  обусловлен научный и практический интерес к инновационным тенденциям, в частности изучению интерактивных игр, их влияние на формирование и развитие универсальных личностных качеств ребёнка-дошкольника, необходимых для его социализации. На основе этого мы увидели

между социальной потребностью в воспитании молодого поколения с достаточно высоким уровнем адаптированности к социальным условиям, с одной стороны, и слабым воспитанием характерологических универсальных черт личности ребенка- дошкольника, способствующих этому, с другой.

проекта, которую можно обозначить следующим образом: каковы возможности влияния интерактивной игры на развитие универсальных качеств личности ребенка-дошкольника.

данного проекта будет выявление возможностей интерактивной игры  в развитии личностных качеств детей дошкольного возраста, таких как самоопределение, самовыражение, самоконтроль, самоанализ, саморегуляция и самопроверка.

- провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ интерактивной игры;

- разработать и апробировать цикл игр-занятий, способствующих формированию и развитию универсальных качеств личности ребенка;

- составить практические рекомендации по проведению интерактивных игр, используя инновационные формы  педагогической деятельности для развития у детей универсальных качеств личности.

- подобрать и использовать анкеты, тесты, диагностические задания, дневниковые записи наблюдений для выявления универсальных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста;

Предполагается  приступить к организации выполнению проекта, используя интерактивные игры. Разработать и составить план цикла интерактивных игр-занятий  для детей старшей и подготовительной к школе группы, которые будут способствовать, более динамичному развитию универсальных личностных качеств детей, апробировать игры с детьми 6 – 7 лет, согласно перспективному тематическому плану.

Всё вышесказанное ещё раз подтверждает целесообразность введения интерактивных игр в педагогический процесс. Этот проект может показать возможности влияния интерактивной игры на развитии универсальных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста. Эти качества способствуют более успешной адаптированности дошкольников к социальным условиям.

Ведь только в условиях свободного выбора ребёнок может стать свободной, раскрепощённой, самостоятельной личностью, лишённой комплексов и неуверенности в себе, которому можно указать на собственные возможности и активизировать их.

Перспективный тематический план игр-занятий с использованием инновационных игровых технологий для детей подготовительной к школе группы:

Цель: дать возможность ребёнку выразить себя, своё эмоциональное состояние через активное участие, формировать и активизировать умения детей быть свободными в движениях, привлекать к сотворчеству и фантазии, содействовать раскрытию у детей  личностных качеств: самовыражения, самопроверки, самоанализа.

Цель: укреплять и обогащать эмоциональные ресурсы детей, формировать умение принимать адекватный образ, способность к мобилизации положительного образа в нужный момент, воспитывать универсальные качества личности: самовыражение, самоконтроль, способность к саморегуляции.

Цель: способствовать накоплению положительного эмоционального опыта и ценностных ориентаций через идентификацию с героями сказок, раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развивать такие личностные качества как: самоопределение, самовыражение, самоанализ, самопроверка, помочь ребёнку на пути становления его личности.