Развитие крупной моторики детей младшего дошкольного возраста

Каждый возрастной период отличается своеобразием физического развития. Дети младшего дошкольного возраста (от трех до четырех лет) не являются исключением. В этом возрасте отмечаются такие особенности физического развития, как рассогласованность дыхания и движений, преобладание крупной мускулатуры над мелкой, замедленные двигательные реакции, неустойчивость и маловыраженность физиологических изгибов позвоночника и свода стопы, недостаточная скоординированность, точность и согласованность мелких и крупных движений. Все эти специфические характеристики физического развития ребенка младшего дошкольного возраста знаменуют необходимость проведения специальной работы по укреплению в этом направлении.

В нашей статье мы познакомим вас с комплексами общеразвивающих, укрепляющих и корригирующих упражнений, направленных на развитие физической сферы, в частности, крупной моторики, детей трех и четырехлетнего возраста.

Комплексы упражнений для развития крупной моторики

Упражнения для головы, рук и плечевого пояса

  • приподнимание головы, находясь лежа на спине;
  • наклоны головы в левую и правую стороны, а затем вперед и назад;
  • движения головой по кругу;
  • плавные движения руками вперед, вверх, в стороны;
  • перемещение предметов из одной руки в другую перед грудью, над головой, за спиной;
  • соединение рук перед грудью и за спиной;
  • поднимание и опускание плечевого сустава;
  • выполнение движений плечами и руками по кругу.

Упражнения для туловища

  • поворачивание туловища в левую и правую стороны;
  • наклоны туловищем вперед;
  • в положении лежа выполнение поворотов туловища в стороны (можно за перемещающейся игрушкой);
  • лежа на спине, одновременный подъем и опускание обеих ног;
  • движение ногами аналогично езде на велосипеде, находясь лежа на спине;
  • лежа на спине, в одно и то же время поднимать и опускать обе руки;
  • лежа на спине, одновременно поднимать руки и ноги;
  • лежа на спине, выполнять перекрестные движения руками и ногами;
  • лежа на животе, поворачиваться на спину;
  • лежа на спине, прогибаться, поднимать плечи, разводить руки в стороны;
  • лежа на спине, приподнимание и сгибание ног.

Упражнения для ног

  • ходьба на носках;
  • приседания с придерживанием за опору, вытягиванием рук вперед, обхватыванием руками коленей;
  • попеременное поднимание и опускание ног;
  • ходьба приставными шагами;
  • захватывание ступнями ног палочек, колечек и др. предметов;
  • ходьба по веревке и гимнастической палке приставными шагами.

Упражнения с гимнастическими мячами

  • похлопывание руками по мячу;
  • надавливание на мяч сначала одной, а затем двумя руками;
  • сдавливание мяча двумя руками;
  • придерживание мяча одной рукой с одновременной ходьбой вокруг него по и против часовой стрелки;
  • в положении сидя отталкивание мяча от себя;
  • приседание с мячом;
  • прокатывание мяча по горизонтальной поверхности;
  • наклоны с мячом;
  • ходьба с мячом приставными шагами, на носочках, на пятках;
  • сидя на мяче, выполнять легкие покачивания и повороты туловища в сторону;
  • сидя на мяче, совершать движения руками вверх, вперед и в стороны;
  • сидя на мяче, попеременно вытягивать ноги;
  • сидя на мяче, притопывать попеременно ногами;
  • подпрыгивание на мяче;
  • выполнение поворотов с мячом, находясь в положении лежа на спине;
  • поднимание и опускание рук с мячом, лежа на спине.

Перечисленные комплексы не исчерпывают всего многообразия упражнений на развитие крупной моторики. Немного фантазии и ваш ребенок будет всегда физически крепок и развит.