Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста

Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания несомненно должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование правильной устной речи детей.

Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка.

В сфере общенаучного знания речь традиционно рассматривается в качестве одной из глобальных, узловых проблем. Это определяется исключительностью ее роли в фило-, социо- и онтогенезе, в становлении человеческого сознания и, в частности, в опосредовании высших психических функций, в генезисе мышления, в осуществлении трудовой и коммуникативной деятельности человека, в его нормальном развитии как личности и субъекта деятельности.

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Она является средством воздействия на сознание, выработку мировоззрения, норм поведения. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определённым фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам.

Речь - средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определённой среде, в которой он находится. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания.

Речь человека есть зеркало, субъективно отражающее его культуру, а также дух всего человечества, проявляющийся в тесной связи между поколениями. Как образно заметил К.Д.Ушинский, «Язык - есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое».

Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них особое место занимает К.Д. Ушинский - основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Идеи К.Д.Ушинского нашли свое отражение в работах М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Водовозовой Е.Н. Л.С. Выготского, Крупскай Н.К, Симонович, Ф.А. Сохина, А.С. Тихеевой Е.И. А.П. Усова, Флериной Е.А, Д.Б. Эльконин, В.И. Яшина, и многие другие.Детские дошкольные учреждения не ставят перед собой задачу воспитания из любого ребенка мастера слова. Однако овладение элементарным уровнем такого культуры речевого поведения не только доступно каждому, но и необходимо, чтобы быть в будущем полноправным членом общества (Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова и др.). Формирование речевых умений и навыков детей является важнейшей задачей современного общества, так как это залог успешного становления социально-активной личности. Развитие речи дошкольников, основы их речевых умений являются одним из условий гармонического развития ребёнка в целом.

Функция общения является одной из важнейших функций речи. Начиная с раннего возраста ребенок, общаясь со взрослыми, пользуется речью как средством коммуникации.

Развитие самостоятельной практической деятельности побуждает развитие интеллектуальной практической функции речи (рассуждение, объяснение способов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.). Задача объяснения стимулирует ребенка к активному поиску соответсвующих речевых форм, которые бы наиболее полно передавали данное содержание.

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения со взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

Расширение круга жизненных отношений детей дошкольного возраста, возникновение у дошкольников самостоятельной практической деятельности приводит, утверждает Д.Б. Эльконин, к дальнейшей дифференциации функций и форм его речи. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, а также в ходе развития собственной деятельности у ребенка возникает необходимость передать свои впечатления, полученные вне непосредственного контакта с собеседником, договориться об осуществлении общего замысла деятельности, спланировать ее, распределить между товарищами обязанности, дать ответ о выполненной работе и т. п. Таким образом, у ребенка возникает потребность в том, чтобы его речь понимали вне зависимости от ситуации в разговоре.

Психолингвистика, характеризуя речь как деятельность, указывает, что у детей следует формировать речевые навыки и коммуникативно-речевые умения. Необходимо создавать условия для возникновения мотива речи, а также для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку.

Особо следует подчеркнуть сущность коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Он основан на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации (Г.А. Любина Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин, и др.) Этот подход определяет цель развития речи в дошкольном возрасте как средства общения и познания, а также практическую направленность всего процесса обучения родному языку. Определяется данным подходом и основной принцип - развитие речи как средства общения и в процессе общения в разных видах деятельности.

Таким образом, речь являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ней происходит развитие личности ребенка, его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формируются умение управлять своим поведением. В игре накапливают и социальный опыт межличностных отношений, усваивают нормы общения между людьми, которые определяют характер общественного поведения.

Для обучения через игру созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, тем самым развивая свою речь.

Дидактические игры способствуют более глубокому познанию детьми младшего дошкольного возраста окружающей действительности – предметов, действий, отношений между людьми.

Нужно отметить, что в процессе занятий по развитию речи по средствам дидактических игр дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Объект исследования – Процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования - Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста. Цель исследования – Теоретически доказать и разработать методику развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры. Задачи исследования: 1) Провести теоретический анализ особенностей дидактической игры; 2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику развития детей младшего дошкольного возраста; 3) определить значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей младшего дошкольного возраста; 4) провести опытно – экспериментальную работу влияния дидактической игры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Эксперимент проводился на базе «Государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад №4 г. Рогачева» управления образования Гомельского облисполкома.