Проект «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Мы разработали проект «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр».

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

Мы применяли словесные, наглядные и игровые методические приёмы. К словесным относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.

Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Для реализации словарной задачи педагог использует дидактическую игру, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). В каждой игре заложен потенциал развития словарной деятельности.

В нашей группе мы провели диагностику детей (3-4 года, для этого детям предлагалось выполнить задания, взятые из книги "Диагностика речевого развития дошкольников" под редакцией О. С. Ушаковой.

По результатам диагностики детей разделили на две группы: с высоким уровнем развития словаря и со средним и низким уровнем.

В нашей работе мы использовали дидактические игры по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста, предложенные А. К. Бондаренко и О. С. Ушаковой. По темам был отобран ряд дидактических игр, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста: "игрушки" – "Найди игрушку", "Чего не стало? ", "Чудесный мешочек"; "одежда" – "Кукла Катя проснулась", "Кукла идет на прогулку"; "Когда это бывает? "; "посуда" – "Кукла Катя обедает", "Подбери посуду для куклы", "Сложи картинку"; "Кто это? Что это? "

Игры по теме "Игрушки":

1. "Чудесный мешочек".

Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек; используются имена существительные (пирамидка, машинка, кукла, мяч, глаголы (играть, едет, сидит, стоит, побрасывать, ловить, прилагательные (красивая, нарядная, треугольная, разноцветная) .

2. "Найди игрушку".

Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы по характерным признакам; закреплять умения использовать имена существительные, глаголы, прилагательные.

3."Чего не стало? ".

Дидактическая задача: продолжать учить детей называть знакомые игрушки; упражнять в образовании существительных в форме родительного падежа, единственного числа; активизировать словарь; развитие памяти и внимания.

Игры по теме: "Одежда":

1. "Кукла Катя проснулась".

Дидактическая задача: закрепить знания детей о названии одежды: майка, трусики, платье, колготки, туфли, пижама. Упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей.

2. "Кукла Катя идет на прогулку".

Дидактическая задача: закрепить знания детей о названии одежды для прогулки. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку: осенняя, зимняя, весенняя, летняя. Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, толстая, гладкая, блестящая, шерстяная и т. д.

3. "Найди пару".

Дидактическая задача: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в родительном падеже (белая кофта, желтый сарафан и т. д.)

Дидактическая задача была решена в полном объеме, дети используют в своей речи прилагательные правильно, соотносят их с существительными.

Игры по теме "Посуда":

1. "Кукла Катя обедает".

Дидактическая задача: закрепить знания детей о столовой посуде; активизировать речь детей глаголами (приготовить, поставить, сварить, налить) ; воспитывать культуру поведения во время еды.

Дидактическая задача была решена, дети используют в своей речи глаголы, соотнося их с существительными.

2. "Подбери посуду для куклы".

Дидактическая задача: закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды) .

Дидактическая задача была выполнена, дети закрепили знания о предметах посуды, использовали в своей речи слова-предметы, слова-действия, тем самым обогащая и активизируя свой словарь.

3. "Узнай посуду по описанию".

Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы посуды по описанию; закреплять в речи детей названия предметов посуды (активизировать словарь) .

Дидактическая задача решена частично, практически все дети выполнили ее после дополнительной помощи: по наводящим вопросам и показу.

Контрольное обследование проводилось с использованием того же метода индивидуальной диагностической беседы с ребенком, с целью выявления уровня активного и пассивного словаря с применением заданий, взятых из книги "Диагностика речевого развития дошкольников" под редакцией О. С. Ушаковой. Беседа проходила в доверительных условиях, отдельно с каждым ребенком.

Видно, что словарь детей значительно увеличился и обогатился. Дети больше стали использовать в своей речи слова – существительные, слова – прилагательные и слова – глаголы (действия). Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря необходимо широко использовать дидактические игры.