Ответы к государственному экзамену по педагогике: Часть 2 - Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Страница 16 из 21

Нравственное    воспитание    детей    дошкольного    возраста:    понятие,    задачи, средства и методы.

А) ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЗАДАЧ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.).

Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников. Однакоцеленаправленное и систематическое формирование нравственных установок,помимо семьи. возможнолишь в организованном детском коллективе.

Результатом нравственного вос­питания являются появление и утверждение в личностиоп­ределенного набора нравственных качеств - гуманизм, коллекти­визм, патриотизм. И чем проч­нее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со сторо­ны окружающих

Нравственное качество включает в себя три основных компонента:нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравст­венные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни).

Чтобы сформировать любое нравственное качество, педагог, исследователь должен помнить, что любая нравственная за­дача - более простая или более сложная - может быть решена лишь при формировании детских чувств, привычек и представлений, что эти компоненты и раздельны, и взаимосвязаны.

Механизм нравственного становления личности

Для формирования любого нравственного качества важ­но, чтобы оно проходилоосознанно. Поэтому нужнызна­ния. на основе которых у ребенка будут складываться пред­ставления о сущности нравственного качества, о его необ­ходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появитьсяжелание овладеть нравствен­ным качеством, т.е. важно, чтобы возниклимотивы для при­обретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собойотношение к качеству. которое, в свою очередь, формируетсоциальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно зна­чимую окраску и потому влияют на прочность складываю­щегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их прак­тической реализации -в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позво­ляющей проверить и подтвердить прочность формируемо­го качества.

Таким образом, вырисовываетсямеханизм нравственно­го воспитания.

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность -  отсутствие принципа взаимозаменяемости (каждый компонент важен и не может быть исключен или заменен другим). При этом   носит гибкий характер, т.к. последовательность компонентов может меняться (в зависимости от сложности качества и возраста воспитанников).

В «Программе воспитания в детском саду» намечен круг задач по формированию у детей нравственных чувств, навыков и привычек поведения, этических представлений и формирующихся на этой основе нравственных качеств личности ребенка.

Задачи нравственного воспитания делятся на 2 группы:

1 группа.   задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т.д.).

2 группа. задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

В   первую группу задач нравственного воспитания входят задачи:

- нравственных представлений детей - представления о доброте, честности, скром­ности, трудолюбии, товариществе, смелости, ответственности и т.д.;

-нрав­ственных чувств - сопереживание радости, сопереживание горю, чувства доброжелатель­ности, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание, взаимопомощь, чувство долга, ответственности, сложные чувства - любовь к труду, положительное отношение к трудя­щимся других национальностей, интерес к их жизни и труду;

- нравственных привычек и норм - куль­турного поведения, соблюдения элементарных норм общежития, уважения человеческого достоинства, правдивости, скромности, дис­циплинированности, трудолюбия и т. д.;

-практики поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формиро­вания, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Задачи нравственного воспитания   второй группы сгруппированы в4 блока.

- воспитание гуманных чувств и отношений;

- воспитание начал патриотизма и интернационализма;

- воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;

- воспитание начал коллективизма.

Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т.к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни.

СРЕДСТВА, УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Средства нравственного воспитания.

1.Художественные средства - художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова).

Эта группа средств очень важна в решении за­дач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средстванаиболее эффек­тивны при формировании у детейморальных представ­лений ивоспитании чувств.

2.Природа (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина).

Природа дает возможность вызы­вать у детейгуманные чувства. желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, спо­собствует формированию у ребенка уверенности в себе.

3.Собственная деятельность детей -   игра, труд, учение, общение.

Повседневная деятельность дошкольников – обучение, игра, детское творчество, труд – имеет свои особенности как функция нравственного воспитания. У неебольшое практическое значение. так как онапозволяет оценить влияние нравственного воздействия на ребенкав процессе его общения с другими детьми и со взрослыми.

4.Атмосфера, в которой воспитывается ребенок.

Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Только в условияхатмосферы доброжелательности, душевного тепла, понимания, человечности можно вырастить полноценную личность, дать возможность раскрытию всех заложенных от рождения в ребенке способностей и талантов.

5.Окружающая ребенка обстановка. Окружение (семья, педагоги, воспитатели, сверстники) оказывает огромное влияние на формирование егоморальных установок.Окружающая ребен­ка обстановка становится средством воспитаниячувств.представлений, поведения.

            Условие нравственного воспитания дошкольников:

- Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям.

МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И СЕМЬЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПРИНЦИПЫ ИХ ОТБОРА.

В педагогике существуетнесколько подходов к классификации методов нравственного воспитания (Ю.К.Бабанский, Б.Т.Лихачев, И.П. Подласый   в общей и школьной пе­дагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - в дошкольной пе­дагогике).Для классификации методов исследователи определяют какое-тоодно основание.

Так, академикБ. Т. Лихачев исходит излогики целостности педагогического про­цесса. а такжелогики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания.

Он выделяеттри группы методов.

- мето­ды организации и самоорганизации воспитательного кол­лектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования);

- методы доверительно­го взаимодействия (метод уважения, педагогическое тре­бование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации);

- методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, ак­туализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).

В. Г. Нечаева выделяетдве группы методов (основание – активизация механизма нравственного воспитания):

- организация практическо­го опыта общественного поведения (метод приучения, по­каз действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);

формирование у дошкольни­ков нравственных представлений, суждений, оценок (бесе­ды, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).

И к первой, и ко вто­рой группе автор относит метод убеждения, положитель­ный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложеннаяВ.И.Логиновой. вы­строена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее.

Автор предлагает объединить все методыв три группы.

- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

- ме­тоды формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);

- методы стимулиро­вания чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).

Методы дают эффективный резуль­тат лишь при определенных условиях.

Условия эффективности методов:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав;

-    метод должен быть реальным, осуществимым, он тре­бует логического завершения;

- для использования метода должны быть заранее под­готовлены условия, средства;

-   метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;

-   методы воспитания следует применять тактично;

-    при подборе методов следует учитывать степень слож­ности формируемого качества;

-   подбирая методы, важно предвидеть воз­можные результаты воздействия их на конкретного ребен­ка;

-   применение методов нравственного воспитания требу­ет терпения и терпимости;

- преобладающими в нравственном воспитании до­школьников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия;

- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя: патриотизм - любовь к Родине, ее природе, людям, уважения к ним и их труду, к своему дому; начала интернационализма, коллективизм и гуманизм, дисциплинированность и культура поведения, трудолюбие, воспитание волевых черт характера и положительных моральных качеств личности.