Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников

Библиографическое описание: Кондратьева Н. В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников [Текст] / Н. В. Кондратьева, М. В. Максимова // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 629-632.

. Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!

Е. А. Покровский

Дошкольный возраст является периодом вхождения ребёнка в мир социальных отношений через общение. И ребёнок входит туда через реальные и игровые отношения с взрослыми и сверстниками. Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. В формировании социального опыта ребёнка участвуют родители, дети, взрослые, т. е. те люди, которые окружают его в повседневной жизни. Задача современного дошкольного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта обучения детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребёнка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

Стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, окружающему миру;

- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения — уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (Например, право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям — уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

- создание коммуникативной компетентности ребёнка — распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Основными методами социально-личностного развития детей дошкольного возраста выступают:

- организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;

- инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;

- общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;

- наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (Например, повар, няня, врач, дворник, воспитатель);

- образные игры-имитации, хороводные, театрализованные игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;

- чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных и т. п.;

- рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентировки в ближайшем окружении (в группе ДОУ и в семье);

- сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, моряк).

Через игру ребёнок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Однако, наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Основным препятствием в развитии самостоятельной игры является неправильное воспитание в раннем возрасте. Не приученный действовать самостоятельно, ребёнок нуждается в помощи взрослых при столкновении с самыми незначительными трудностями. Вторым препятствием в развитии игр являются неблагоприятные жизненные условия, когда ребёнка изолируют от окружающих.

В работе с детьми каждый педагог использует различные виды игр.

Виды игр для развития ребенка

- подвижные игры,

- ролевые игры,

- настольные игры,

- дидактические игры,

- театрализованные игры и др.

Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Они несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений — развивая в них рефлексию и волю.

Таким образом, спецификой подвижных игр является то, что их использование дает не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их применения в различных игровых ситуациях.

Ролевые игры, являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие. Роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Самая убедительная игра может стать неинтересной для тех ребят, которые окажутся не у дел. Заинтересованность определяется теми возможностями, которые предоставляются ребенку в игре ролью. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.

Для ребенка очень важно распределение ролей. Проигрывание всевозможных ролей поможет детям справиться с трудностями. Чем старше ребенок, тем более тщательно он следит за справедливым распределением ролей, целенаправленнее выбирает роли для себя. Ребенок, как правило, берет на себя роли, соответствующие его полу. Если он играет один, то эти роли выражают увиденный ребенком тип поведения взрослого. Если это мальчик, то он водит машину, строит дом, приходит с работы домой и пр. Если же играет девочка, то она выбирает роль мамы, врача, учительницы. Если же речь идет о групповых играх, то ребенок в три года не разделяет особенно половую принадлежность игровой роли и мальчик с удовольствием играет роль мамы или учительницы.

Настольно-печатные игры — это игры малой подвижности, но большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаики», «Домино» и др.

Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе. Они используются педагогам как средство обучения и воспитания. Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости её решение приносит ребенку.

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. С помощью дидактических игр детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.

При организации дидактических игр, способствующих социально- личностному развитию ребенка, с детьми перед педагогом ставятся следующие задачи:

- учить детей выстраивать доверительные, партнерские отношения со сверстниками в процессе игрового общения;

- развивать умение понимать, слушать и слышать друг друга;

- развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания;

- воспитывать в детях желание общаться с ровесниками, усваивая при этом некоторые общие правила поведения;

- помочь детям понять, что вместе играть интереснее.

Режиссерская игра — это детская игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребенка, чем обширнее его информация об окружающем мире. Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу. Режиссерская игра — важнейший фактор социализации дошкольника.

Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей. Игры — драматизации помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.

В работе с детьми используются сказки социального характера, в процессе рассказывания которых дети узнают о том, что нужно находить себе друзей, что одному бывает скучно, грустно (сказка «Как грузовичок друга искал»); что нужно быть вежливым, уметь общаться при помощи не только вербальных, но и не вербальных средств общения («Сказка о невоспитанном Мышонке»).

В работе по социально-личностному развитию ребенка в игре, не малое значение уделяется и взаимодействию с родителями. Родителям даются рекомендации, консультации по проведению и организации игр дома между детьми и совместно с ними.

Как же взрослому вести себя в игровой деятельности, в которую включен ребенок?

От поведения взрослых во многом зависит мера открытия ребенком через игру новых жизненных ситуаций. Играя, взрослый вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни, необходимые для усиления социального опыта ребенка.

Каждый ребёнок — это отдельный мир, со своими правилами поведения, со своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире и мира в себе — наша основная взрослая задача.

В заключение хотелось бы отметить, что показателем правильно организованной игры детей является их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотношения. Именно в игре, совместно со взрослыми, ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки.

Литература:

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М. ЦГИ, 2003.

2. Давыдова В. Через игру к социализации личности. // Воспитание дошкольников, 2001. № 9. С.30.

3. Михайленко Н. Короткова Н. Роль игры в организации поведения ребенка.// Дошкольное воспитание. 2011. № 9.