Методическая разработка по рисованию по теме:

·        Актуальность проблемы развития детского творчества, взгляды философов, психологов на данную проблему

·      Условия, необходимые для развития творческих способностей детей

Скачать:

- в самостоятельной деятельности.

    Работа с родителями

Актуальность проблемы развития творческих способностей

детей выдвинута «Концепцией дошкольного воспитания». Бурные перемены в нашей жизни ставят перед педагогами задачу формирования личности творческой, ищущей способной использовать свои знания в любой ситуации и творчески преломлять их согласно обстановке, ситуации.

На начальном этапе своего развития ребёнок представляет собой существо бессознательное, живёт только чувствами.

Нет никаких барьеров между сознательностью и бессознательностью, нет никаких ограничений для свободы творчества.

Философы определили творчество как деятельность, которая порождает нечто новое, никогда раньше не бывшее.

Психологи, опираясь на философское определение творчества, рассмотрели его как активную психическую деятельность человека, в процессе которой особо мобилизуется его интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы.

Давая определение детскому творчеству, Флирина говорит о том, что « детское изотворчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений полученных им через слово, картинку или другие виды искусства».

В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания мы, воспитатели должны поставить в центр внимания всей педагогической деятельности и удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развивать у детей чувство прекрасного, формировать эстетический вкус и творческие способности. Эти задачи подтолкнули меня разобраться в проблеме формирования творческих способностей детей дошкольного возраста, направили на поиск путей решения этой проблемы.

А.А.Выготский определил творчество как деятельность, которая создаёт новое, «всё равно будет ли это созданная творческой деятельностью какая-либо вещь внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в жизни самого человека».

Деятельность называется творческой, если в результате создаются новые духовные ценности. Она возникает постепенно, медленно развивается в каждой возрастной ступени в своём выражении.

Творческая деятельность детей связана с другими видами детской деятельности и зависит от накопленного опыта для общего развития ребёнка. Я стараюсь развивать детское творчество на основе художественного восприятия предметов народно-прикладного творчества через проживания с детьми информации о народных промыслах с использованием музыки, литературы и практической деятельности.

В нашем коллективе основная заповедь воспитателей «Постоянно ищи в ребёнке богатства его души», а лучше всего раскрывает душевное богатство приобщение к прекрасному. Потому приоритетным направлением в нашем саду является эстетическое.

Важно при организации всего воспитательно- образовательного процесса придать ему эмоциональную окраску, для этого мы создали условия, в детском саду есть красиво оборудованный музыкальный зал, где проходят комплексные занятия, ярмарки, выставки, праздники; оборудовали « комнату интересных игр». Здесь помещены настольно-печатные игры, кубики, шашки, телевизор, видеомагнитофон, комната постоянно наполнена детьми. Наши воспитанники посещают её в первую и вторую половину дня. Оборудовали для дошколят изостудию, где организуется регламентированная изобразительная деятельность детей и кружковая работа. В ней много предметов народного и декоративно-прикладного искусства, детские рисунки украшают помещение детского сада.

В каждой группе созданы условия для развития художественного творчества детей. В старшей группе оборудован уголок русского быта.

Его целевое назначение включает в себя региональный компонент- знакомство детей Южного Урала с культурой русского народа.

Дети знакомятся с предметами крестьянского быта, с традициями. Эти все делает возможным сотворчество детей, педагогов и родителей: сбор предметов быта, шитьё костюмов, беседы об увиденном, о семье, о родословной, участие в народных праздниках, выставках.  В тесном контакте с родителями начал работу по поиску народных умельцев в нашем селе. Игра- основное, дети вместе с воспитателем входят в интерьер «крестьянской избы», проживают определённую тематическую, историческую ситуацию, знакомятся с малыми формами фольклора, со сказками. Создаём с изостудии уголок каслинского литья.

Содержание эстетического блока обеспечиваем за счёт реализации программы Шестаковой «Росток», занятиями хореографией и музыкальной деятельностью детей. Считаю, что примерно такие условия необходимо создать в детском саду для развития творческих способностей детей. Главная идея современного образования- гуманизация, т.е.обращение к общечеловеческим ценностям, человеческому достоинству. Образование должно быть построено на твёрдой системе моральных и эстетических ценностей, которые берут начало в истории человеческой цивилизации, традициях своего народа. И на мой взгляд более благодатной почвы чем народные традиции и народно-прикладное искусство для развития детского творчества и не найти, так как оно понятно и близко детской психологии созвучно с основным видом детской деятельности-игрой.

Оно многоцветно, ярко – что любят дети, оно несёт в себе добро и гуманизм- к чему очень чувствительны малыши.

Всему миру известны Жостовские подносы, Дымковские игрушки и Гжельская посуда, Каслинское литьё. Глаз опытных ценителей искусства замирает на этих промыслах, а дети ещё больше восхищаются ими. Когда начинаешь рассказывать и показывать, что почти такое же можем сделать и мы, в детских глазах появляется лучик счастья, лучик мысли, а детские руки тянутся к глине и краскам.

А теперь попробую раскрыть  своё видение или концепцию, как, на мой взгляд, можно развивать  творческие способности детей средствами народного декоративно-прикладного искусства в практической деятельности. Вне деятельности нет развития. Психологи А.В. Запорожец, Л.С.Выготский, Л.А.Венгер доказали, что если основной деятельностью является интеллектуальное развитие, то дети становятся агрессивными, создаются конфликтные ситуации. Поэтому интеллектуальное и физическое развитие без эстетичекого- это вообще нонсенс.

Основною роль в развитии творческих способностей детей отвожу практической деятельности, в ходе которой они овладевают приёмами изобразительной деятельности, характерной народно-прикладному искусству, осваивают изобразительные   материалы, знакомятся с созданными народом ценностями, вступают в отношения сотрудничества и взаимопомощи.

Велико и значение совместной деятельности педагога с ребёнком.

Ознакомление детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства начинаю с его показа и рассказа об истории возникновения этого промысла, стараюсь связать его с легендами, народными сказаниями. Рассказ сопровождаю рассматриванием иллюстраций, прослушиванием народной музыки, созвучной с промыслом.

Аналоги продуктов народных промыслов изготавливаю сама в присутствии детей в свободные минуты. Дети очень любят наблюдать за этим. В такие минуты у нас обычно идут задушевные беседы, в которых мы восхищаемся народными мастерами, впервые изготовившими эти поделки, одновременно убеждаю детей, что это по силам и им самим.

На занятии каждый ребёнок получает необходимый для работы материал, заготовки, инструменты. Лепные работы, работы по росписи, конструированию и рисованию как правило дети осуществляют индивидуально, но с моей помощью. Стараюсь оказать помощь каждому с учётом его собственных творческих способностей. Таким детям как Кира К. Даша Д. Данил И. достаточно лишь одобрительной улыбки, совета. А к работам детей послабее приходиться приложить и свою руку, для того, чтобы они поверили в свои силы, способности и не потеряли интереса к деятельности.

Результаты работы оцениваю индивидуально, дети и сами принимают участие в оценки. Похвалу работ детей, отлично справившихся делаю очень осторожно. Например: «Данил, поделись с детьми, как ты смог получить такую красивую роспись!», или «Кира, расскажи ребятам, как ты лепила, что конь получился у тебя как живой».

Многие занятия по ознакомлению с народно-прикладным искусством строю по сценарию народных мастерских, ярмарок народных промыслов, где дети-участники-артисты. Наличие в детском саду изостудии позволяет строить с детьми занятия индивидуально, с учётом интересов и способностей детей. Изготовленные предметы: народные игрушки, посуду дети группы любят дарить детям других групп, как сувениры, делать подарки к дню рождения работникам детского сада, родителям. Они бывают обижены, когда сталкиваются с безразличием к их работам.

Работая с детьми пришла к выводу, что организуя работу в самостоятельной деятельности, лучше отказать от привычных «уголков» изодеятельности, где стоит один стол с 2-3 стульями и для красоты выставленными изобразительными материалами. Я предлагаю, учитывая тесноту большинства групп, использовать для этой цели столы для приёма пищи. После полдника или ужина столы покрываются клеенкой и на них располагаются все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а также коробки с прикладным материалом, ножницы, клей и пр.

В таком рабочем состоянии столы могут находиться до завтрака следующего дня, чтобы дети   ещё в утренние часы смогли доработать или изменить свою поделку.

Главной задачей при организации воспитательно-образовательного процесса считаю умение придать ему эмоциональную окраску. Занятия с детьми, дни рождения, ярмарки, встречи с произведениями искусства стараюсь строить так чтобы дети полюбили то, что я им показываю, сама стараюсь быть чувственной, открытой, восторженной. Только в этих условиях дети воспроизводят ответную реакцию, активно познают предложенное.

Неоценимую помощь в моём начинании оказали родители. Организуя лекции, семинары, родительские собрания на которых вместе с детьми показала занятия по ИЗО я смогла доказать ценность и необходимость творческого развития детей. И они не остались равнодушными, многие из картин, украшающих нашу изостудию, подарены родителями, в «русской избе» большинство предметов подлинные, принесённые из семей.

Родители охотно принимают участие в организации конкурсов и выставок детских работ и сама мастерят, обучая этому детей. С какой гордостью за маму приносят дети вышивки, сшитые для кукол наряды, связанную кружевную скатерть. Мы очень бережно храним это, из года в год пополняя коллекции.

В настоящее время дети группы умеют видеть прекрасное в окружающей жизни и понимать его, различая добро и зло в человеческих отношениях. Воспринимают красоту форм, мнений, красок, умеют посильно вносить элементы прекрасного в быт. Три раза в год (ноябрь, февраль, май) провожу выставки детских работ, которые детям, работникам детского сада и родителям нравятся. Это говорит о том, что путь выбранный мной в развитии творческих способностей правильный. Это подтверждают и показатели диагностики, проводимой мной 3 раза в год (в начале, в середине и в конце года).

Итак, подводя итоги моей концепции развития детского творчества, хочется отметить следующее:

    Творческое развитие детей происходит только в деятельности
    Творчество необходимо развивать
    Развитие творчества требует создания необходимых условий в детском саду
    Творческие способности необходимо развивать, приобщая к традициям народно-прикладного искусства
    Занятия по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством должны носить неординарный характер, быть всегда праздником для ребят.
    Всем воспитательно-образовательным мероприятиям следует придать эмоциональную окраску
    Развивать и поддерживать в каждом ребёнке уверенность в своих силах и способностях

Результаты работы-малыши счастливы, они познают себя, окружающий мир и наша задача не дать угаснуть дару фантазии и творчества.