Скачать:

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей

дошкольников средствами нетрадиционной техники

рисования.

Актуальность и перспективность опыта

На занятиях по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных  техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При  непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Нетрадиционные техники рисования рождают у дошкольников желание рисовать, творить. У ребенка пропадает страх перед чистым листом и краской.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник развивает уверенность в своих силах, учит свободно выражать свой замысел, учит работать с разнообразным материалом, развивает фантазию и полет фантазии.

Целью моей работы является использование нетрадиционных техник на занятиях по рисованию. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:

- рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционных техник рисования с целью развития детского творчества;

-  рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе;

- раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.

Свою работу с детьми начинаю от простого к сложному.

Использую принцип наглядности для развития наглядно-образной памяти, зрительного восприятия.

С помощью принципа индивидуализации стараюсь вовлечь каждого ребенка в воспитательно-образовательный процесс.

Необходимым считаю использовать связь обучения с жизнью, так как все полученное ребенком из окружающей действительности может помочь ему точнее передать это в рисунке, развивает память, наблюдательность.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы,  увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Концептуальность (своеобразие и новизна)

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

В своей работе я использую пальчиковую живопись. У детей это вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Затем, он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья, гномики и т.д (Приложение 1).

Другой интересный вариант нетрадиционной техники – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, кустарники, ваза с цветами и др.

В ходе работы с детьми я использую еще один способ нетрадиционной техники рисования - монотипию. Для выполнения рисунка в данной технике, необходимо сложить лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? А может это красавица-бабочка? (Приложение 2).

Еще один интересный нетрадиционный способ рисования это рисование мыльной пеной. В баночку с жидкой краской добавляем шампунь или жидкое мыло, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем сверху на образовавшуюся пену кладем лист бумаги, слегка прижимаем и поднимаем вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.

Способ мятая бумага. Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.

В младших возрастных группах наиболее распространенным нетрадиционным методом является метод «тычка». В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи изготовленных «тычков» (это может быть грифельный карандаш с резинкой на конце, ватные палочки и т.д.) наносится краска на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для тычка.

В средней возрастной группе использовала метод «тычка» жесткой полусухой кистью. Изображение получается следующим образом: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности (Приложение 3).

Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов.

Наличие теоретической базы опыта

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:

    Е.Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников» А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».            О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски». Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками». К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка» А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности». Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание». Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

Педагогическая идея

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников, начиная с младшего дошкольного возраста,  способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.

Оптимальность и эффективность средств

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках городского методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Результативность опыта

В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была –  несомненно.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное,  каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги,  начали чувствовать себя маленькими художниками.

Библиографический список

    Белошистая А. В. Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М. Аркти, 2008. – 32с. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008. – 96с. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб. КАРО, 2008. – 96с. Одинокова Г. Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006. – 15с. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. – 32с. Утробина К. К. Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004. – 96с.