Педсовет "Социально-нравственное развитие - важный фактор социализации дошкольников"

Опубликовано 04.04.2014 05:35 | Просмотров: 2834

Цель: закрепление и уточнение знаний педагогов о воспитании нравственных качеств дошкольников в повседневной деятельности. Совершенствование работы в ДОУ по усвоению этических норм.

План

1. Выбрать и отметить те строки, которые соответствуют возрастной группе.

2. Написать, как можно больше, нравственных качеств, этических норм.

3. Объяснить ребёнку, что значит быть добрым, справедливым, скромным, честным, вежливым?

4. Анализ просмотренных к педсовету занятий.

5. Вспомнить или выбрать из хрестоматии худож. произведения, нацеленные на ознакомление детей с такими качествами, как дружба, скромность, хитрость, лживость, смелость.

6. Решение педагогических ситуаций.

7. «Классификация методов нравственного воспитания».

8. «Методы коррекции поведения».

9. Результаты анкетирования родителей.

10. Справка о тематическом контроле.

11. Проект решения педсовета.

Ход педсовета:

1 Ведущий: (предлагает всем встать в круг и взяться за руки) Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Давайте скажем добрые слова, комплименты своим коллегам в кругу.

Все рассаживаются по местам.

2. Ведущий: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности, - писал Сухомлинский В. А. – Её всестороннее развитие, нравственное совершенство и есть цель воспитания».

Детство – важнейший период этой самой «человеческой» жизни. Не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая и ни с чем несравнимая жизнь. И от того, как пройдет детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В настоящее время у нас есть все, или почти все, материальные условия для правильного развития маленького человека, чтобы образовать и развить его ум, чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты.

Всей силой души хотим мы, чтобы в нашем ребенке все было прекрасно!

Порой приходится наблюдать в наших мальчишках и девчонках черты, вовсе несоответствующие этой мечте.

Сегодняшние дети не всегда ценят, уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя в общественных местах, на улице, дома. Иногда откровенно грубы. Порой в них нет сердечности, доброты, того чуткого отношения к окружающим, которые обязательны для каждого, живущего в обществе, человека.

Роль родителей, воспитателей при формировании этических, нравственных норм, с каждым годом становится все сложнее и ответственней.

Творческой в этом направлении должна стать работа каждого педагога. Ибо воспитатель – это всегда исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазер и выдумщик.

Проблема социально-нравственного развития детей крайне актуальна, т.к. социально-нравственное воспитание лежит в основе поступков, действий каждого человека, формирует в раннем возрасте его личность, характер, а также жизненных ценностей. Начиная с дошкольного возраста ребенок как «губка» впитывает в себя огромный поток информации, источниками которой служат средства массовой информации, детский сад, школа, кино, телевидение, интернет.

Основной задачей педагогов является объяснить и привить ребенку те жизненные позиции и выбрать тот поток информации. который в дальнейшем станет положительной основой развития его нравственности и культуры поведения в обществе.

Целью  привития ребенку основ нравственного поведения в первую очередь является стремление адаптировать детей к социуму, воспитать понимание основ правильного поведения, помочь наладить контакт со сверстниками.

Основными задачами воспитателей: являются:

- ввести ребенка в мир человеческих отношений;

- приучить жить среди людей, общаться со сверстниками и взрослыми;

- сформировать определенные психологические качества;

- привить базовые навыки общения;

привить любовь к семье, природе, Родине;

- приобщать к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Формирование личности, как процесс становления, происходит в результате нравственного, интеллектуального, физического развития, а так же в результате трудового, эстетического, патриотического воспитания.

Ребенок, начиная с дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения.

В нравственном воспитании значительную роль играет прочность эмоционального фундамента, возникающего в ситуациях с моральным смыслом (сопереживание, стыд, чувство собственного достоинства, гордости), как психологический механизм, при помощи которого личность начинает воспринимать требования общества, как свои собственные.

Моральный облик ребенка формируется в процессе разнообразной деятельности: в учении, в труде, в игре, в общественно полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знанием моральных норм правил. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий, формирование у детей высоких мотивов поведения. Они помогают ребенку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему еще не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения. Через игру ребенок знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки ,учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. В игре можно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществлять адекватное развитие нравственной сферы ребенка.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию из вне.

Понятие «патриотизм»включает в себя любовь к Родине,к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Любовь к Родине, к родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.  Подобно любому чувству. патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, его глубиной. Д.С. Лихачев сказал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Народные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы не будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний.»

И поэтому на сегодняшнем заседании педагогического совета мы должны найти ответы на следующие вопросы: «Что способствует формированию этических норм и правил в детском саду? », «Какие методы и приёмы можно использовать по обучению детей этике взаимоотношений? » «Когда уровень владения методическими приемами по обучению детей этикету переходит в качество? »

Чтобы успешно воспитывать нравственные качества и отношения детей, надо знать содержание «Программы» по этому вопросу. Сейчас я предлагаю вам выбрать и отметить те строки, которые соответствуют вашей возрастной группе:

Задание №1

1 мл гр. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить детей умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. д.

2 Младшая гр. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, внимательного заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать у них доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Средняя гр. Способствовать формированию личного отношения ребёнка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо.

Старшая гр. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками.

Подготовит. гр. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.

Ведущий.

Воспитание нравственных чувств у дошкольников тесно связано с формированием у них этических представлений. Опыт показывает, что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность» и другие, осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.

Задание №2 группам:

Написать, как можно больше, нравственных качеств, этических норм.

Нравственные представления, чувства, качества:

аккуратность

бескорыстие

внимание к другому человеку