Скачать:

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

«Обучение грамоте дошкольников»

Цель:  повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:  определить задачи ДУЗ  в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.

1. Понятие «Подготовка к обучению грамоте».

2. Компоненты процесса обучения грамоте.

3 Блиц –опрос по обучению грамоте.

4 Задачи по обучению грамоте.

5 Основные термины по обучению грамоте.

6. Звуковой анализ слов.

Структура занятий по подготовке к обучению грамоте.

7. Викторина «Знатоки по грамоте»

1   Понятие «Подготовка к обучению грамоте».  Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад. Ещё в младших группах, когда дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания. Уже в средней группе детей приучают  интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и  красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»?   (ответы педагогов)

Грамота –  базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты,

Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только

значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение

письменной речью.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является

подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к

обучению грамоте

Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и

воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать. Исходя из этого определения, считаю

правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

2 Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

    Сформированность  звуковой стороны речи. т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с.з.ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ),  соноров (л, р);  Сформированность фонематических процессов, т.е.  умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е.  умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

3 Блиц-опрос по обучению грамоте.

Вопросы для обсуждения:

А) Что включает в себя речевое развития по  ФГОС ДО.

1 Овладенью речью как средством общения.

2 Обогащение активного словаря.

3 Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

4Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

5Развитие речевого творчества.

6 Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

7 Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Б) Что включает в себя развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха?

( - развивать речевое дыхание и  речевое внимания;

-  формировать правильное звукопроизношение;

- побуждать проводить анализ  артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);

- познакомить с  понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».

- развивать речевой  слух (фонематического и фонетического восприятия);

- познакомить со слоговой структурой слова;

-учить определять количество слогов в словах;

- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);

- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения в правильном постановке ударения при произнесении слов.)

В)Перечислите упражнения по обучению грамоте.   (Упражнения в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова).Упражнения в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах). Упражнения в умении проводить слого-звуковой анализ слов. Упражнения в умении определять последовательность звуков в словах. Познакомить с ударением. Упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.

Г) Какая индивидуальная работа ведётся для развития фонематического слуха и фонематического восприятия, обучения основам грамоты.  Индивидуальная  работа:

учить выделять  звуки  из ряда звуков, из  состава  слова;

-учить  подбирать  картинки на заданный звук;

-учить  различать  на  слух  гласные  и согласные звуки;

учить различать согласные по твердости-мягкости, звонкости-глухости;

-учить находить место звука в слове; учить  анализу и синтезу 1-2-3-сложных  слов

-обучать печатанию букв,  слогов, слов

Д) Основные направления  работы  по развитию речи детей в ДУЗ.

1.Развитие словаря

2.Воспитание звуковой культуры речи

3.Формировнаие грамматического строя языка

4.Развитие связной речи:

а)Диалогическая речь (разговорная)

б)Монологическая речь (рассказывание)

5.Формирвание элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове)

6.Воспитание любви и интереса к художественному слову

4   Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте  можно сформулировать следующим образом:

    знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»; знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова; знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета; научить детей   сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу; научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога; научить   различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух  (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка  (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв ) и умение соотносить звук с буквой ; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера. чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.

5 Основные термины по обучению грамоте и их характеристика.

- Чем отличается звук от буквы?

- Какие звуки называются гласными?

- Сколько гласных звуков? Назовите их.

- Какие звуки называются согласными?

- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?

- Что такое слог? (правило)

- Что такое предложение? (правило)

Минутка  отдыха.

Небольшая разминка для педагогов. Педагоги образуют круг, выполняя задание.

    Встаньте те, у кого в имени есть звук Т. Встаньте те, у кого  фамилия состоит из 5 слогов.  Выйти в круг тем, у кого  во втором слоге фамилии есть звук О. Выйти в круг тем, у кого ударение в фамилии падает на 3 слог  Выйти тем, у кого в имени нет звука Б.