Роль обучения в психическом развитии дошкольника

В психическом развитии ребенка обучение играет ведущую роль С раннего возраста он учится у взрослых не только ходить, правильно использовать предметы, говорить, но и думать, чувствовать, управлять своим оею поведением есть не только практические, но и психические ее действия формируются в результате обучения Далеко не всегда оно бывает должным осознанным Часто взрослые учат детей стихийно, не осознавая Мнение, что ребенок якобы может самостоятельно, без помощи взрослых научиться рисовать, читать, считать, решать арифметические задачи, глубоко ошибочно Известны отдельные факты, что происходит, когда ребенок растет, лишенной воздействия взрослого, человеческого обществльства.

Обучение детей должно происходить не стихийно, а целенаправленно, быть проникнутым заботой о полноценном их развитие Для этого необходимо знать, как соотносятся между собой обучение и развитие, учитывать ты их взаимосвязь, тщательно подбирая содержание и методы обучения ребенка на разных этапах его жизни Как показывает опыт, чем младше ребенок, тем проще, элементарных знания и умения, которые она за свою есть Поэтому нецелесообразно показывать 2-летнему ребенку, как писать, 4-летней рассказывать о строении атомного ядра Методы обучения также необходимо соотносить с возрастом Например, словесных объяснений, как потр ибно рисовать человека, 3-летний ребенок не поймет, однако пытаться подражать такие действия дорослогслого.

Эти факты еще не означают, что обучение будет успешным, если максимально соответствовать уровню психического развития ребенка Психическое развитие не происходит сам по себе, независимо от обучения Ребенок разви развивается, осваивая общественный опыт, овладевая разнообразными присущими человеку действиями Этот опыт он получает, вырабатывает в себе в процессе обучения Ведущую роль обучения в развитии обосновал оды н из основателей детской психологии Л Выготский Обучение, по его утверждению, должно учитывать достигнутый уровень развития, но не для того, чтобы на том остановиться, а чтобы понять, куда спрямув ать развитие, каким должен быть следующий шаг Обучение всегда опережать психическое развитие, вести его за собой Поэтому, заметив, что ребенок начал узнавать в намеченных каракуля знакомые п редметы (мячик, дым, дядю), необходимо переходить к целенаправленному их изображения Так можно и нужно начинать учить ребенка ставить перед собой цель (нарисовать мячики м'ячик).

То, чего ребенок достиг к моменту обучения, Л Выготский назвалзоной актуального развития По его мнению, развитие также влияет на обучение, поскольку происходит определенными закономерностями Поэтому он критиковал два попытки: рассматривать развитие оторвано от учебы (Ж Шаже) или отождествит юват его с обучением (Е Торндайкйк).

Этой проблематикой занят и украинский психолог Павел Блонский (1884-1942), который раскрыл сложное соотношение между знаниями и мышлением: овладение знаниями является необходимым условием развития мышления ния, вне мыс литая льным процессом не может быть усвоение знаний Проблемы обучения и развития исследовали Д Эльконин, В Давыдов, П Гальперин, Г Костюк и др. психологхологи.

Зоны ближайшего развития ребенка

Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала учится выполнять их под руководством и с помощью взрослого, а затем делает это са Самостоятельно По словам Л Выготского, обучение только тогда хорошо, когда оно создает у ребенка зону ближайшего развития При таких условиях ребенок, учась с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, чего она раньше не могла сделать самостоятельнойно.

Итак, между тем, что она может сделать совместно со взрослыми, и тем, что доступно ей в самостоятельной деятельности, возникает зона ближайшего развития

Зонаближайшего развития - разница между тем, что ребенок может выполнить сама, и тем, что выполняет с помощью других

Не сразу то, чему учат ребенка, становится его внутренним достоянием Однако знание \"ближайшей зоны\" позволяет воспитателю видеть следующий этап развития: то, что вчера ребенок делал с помощью взрослых, толщ мая сможет выполнить сама Величина зоны ближайшего развития е важным показателем запаса развития ребенка на определенный чаа певний час.

Каждый новый шаг обучения использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, становится предпосылкой дальнейшего обучения Обучение ребенка, например речи, происходит с использован анням возможностей слухового, зрительного восприятия, подражания взрослого, понимание Овладение речью стимулирует сдвиг психического развития, что позволяет перейти к новым формам обучения, которое происходит тиметься на новом уровне восприятия и мышления Однако некоторые формы обучения могут негативно влиять на зону ближайшего развития Так происходит во время хаотичного запоминания ребенком разнообразие них знаний, сведений Многим очень умными и сообразительными кажутся дети, живо выражают свои мысли, обнаруживают знания, не свойственные их ровесникам Но нередко они не способны решить задачу которые требуют самостоятельного рассуждения, даже не могут усвоить показан взрослыми способ его решении которойязання.

Обучение не только опережает психическое развитие, прокладывает ему путь, но и определяет развитие психических процессов, обуславливает формирование определенных психических качеств и перестройку тех, сформировавшиеся ранее

ребенку-дошкольнику часто свойственны такие психические качества, как нерасчлененность восприятия, конкретность мышления, непроизвольность внимания и памяти Описания детьми картинок и предметов свидетельствуют, что им удается я воспринять или общие очертания предметов, или их отдельные части, детали, однако одновременный охват целого и его частей в основном выступает непосильным для них В рассуждениях дошкольника фигурируют те лькы отдельные, знакомые ему из прошлого опыта предметы и случаи Ему еще трудно сосредоточиться, запомнить то, что от него требуют взрослые, хотя он легко может запомнить тот же материал в процессе игры или другой интересной для него деятельностисті.

Долгое время считали, что описанные качества восприятия, мышления, внимания, памяти являются неотъемлемыми признаками возраста, к ним пытались приспосабливать дошкольное обучение В современных исследованиях выяснилось, что ц эти качества возникали в результате традиционных особенностей дошкольного обучения Для детей отбирали знания, которые вкладывались в их личный опыт, не выходили за пределы предметов и явлений, которые попадаются им в повседневной жизни Эти знания ограничивались описанием предметов и их свойств, которые можно познать наглядно и с помощью прикосновения Материал был слишком измельченный и многократно повторялся, чтобы ребенок можно меньше устала при его усвоении и надежно запомнилитала.

Изменения содержания и формы обучения стимулируют решительную перестройку психических качеств ребенка * Как показывают исследования, специально организованное сенсорное воспитание (воспитание, направленное на развитие восприятий и представлений ребенка) обеспечивает овладение способами обследования внешних свойств предметов, помогает добиться, чтобы восприятие стало полным и расчлененным, четко выделяло свойства и составляющей е предметов, определило их места в нем.

Правильно организованное умственное воспитание способствует преодолению конкретности мышления дошкольника, учит его видеть в окружающих явлениях основное, определяющее, не останавливаться на второстепенных деталях, думать об общих свойствах и отношение вещей, понимать простые закономерности явлений, рассуждать и делать самостоятельные выводы.

При систематического обучения у детей вырабатываются простейшие формы произвольного внимания и преднамеренного запоминания: умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя, запоминать то, о чем в он рассказывается.

Следовательно, обучение влияет на направление развития психических процессов Однако оно должно учитывать возрастные особенности и возможности ребенка, обеспечивать полноценных путь психического развития, давать на к каждом этапе то, что максимально способствует развитиюу.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter