Скачать:

Бондаренко Надежда Степановна,

воспитатель МДОУ №16 «Росинка»

г. Северодвинска, 1 кв. категории

Дошкольное детство – это  период,  когда закладывается фундамент будущей личности.  Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.    Развитие ребенка в дошкольном возрасте    связано с его способностями - такими индивидуально- психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в какой –либо  деятельности.

Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.

Познавательные способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений          окружающего мира.   Исследования отечественных и зарубежных психологов говорят об очень ранних сроках проявления познавательных способностей у детей.

О наличии их свидетельствует.

-  точность, дифференцированность восприятия,  умение вычленить наиболее  характерные свойства предметов;

-  способность разобраться

в сложных ситуациях, найти наиболее оптимальное решение, предполагающее наличие изобретательности и оригинальности ума, наблюдательности, смекалки. Познавательные способности развиваются, совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной познавательной деятельности человека.

Исследователи отмечают, что для успешного развития познавательных способностей необходимо развитие познавательной активности.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи  считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей     силой познавательного развития ребенка. Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются:

- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме                                              (так, заинтересованность детей  педагог  распознает по «внимательной тишине»);

- ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в беседе;

- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,

- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

Ученые утверждают, что одним из значимых факторов развития познавательной активности является выбор таких средств, которые позволяют ребенку эффективно осваивать культурно-исторический опыт. Согласно концепции Л.С. Выготского ребенок в процессе своего развития присваивает социокультурный опыт человечества, представленный в форме различных знаков, символов, моделей.

Целый ряд исследователей (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин,  Н.Н.  Поддъяков, М.И. Лисина) выделяют два типа детской активности. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы ее достижения. В этом случае ребенок в деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы.  Второй вид деятельности  организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Эти два типа взаимосвязаны между собой и редко выступают в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого,  потом становятся достоянием самого ребенка.

Основными условиями  развития познавательной активности детей являются:

включение в содержание дошкольного образования компонентов личностно-ориентированной парадигмы,

своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, создание проблемно-поисковых ситуаций,

постепенное усложнение содержания задач,

стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности и проявлению максимальной умственной активности и самостоятельности,

создание развивающей среды, предоставляющей каждому ребенку широкий простор для самореализации,

оказание педагогической поддержки в процессе совместной деятельности,

организация образовательного процесса на наглядно-образной основе.

Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

На протяжении дошкольного возраста показатели познавательной активности в целом увеличиваются. Одновременно изменяется ее качественный уровень, характеризуемый направленностью: у младших дошкольников преобладает интерес к обычным игрушкам, а интерес к игрушке с секретом и к книге очень низок; у старших детей (5-6 лет) интерес к игрушкам резко падает, а по отношению к экспериментальным игрушкам с секретами - возрастает. Особенно увеличивается интерес и активность детей к книге, процессу чтения ее взрослым, к беседе к ней.

Как бы ни были велики задатки ребенка, они реализуются в способности только в процессе его деятельности.

Макет   - объемное материальное изображение, дающее сведения об особенностях проектируемого изделия (объемно-пространственной структуре, топологии и фактуре поверхностей, размерах и пропорциях и др.), полностью или частично изготовленное из специальных материалов, доступное для обозрения и практического действия.

Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в доступной    форме   воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.

Макетирование –  процесс объемного проектирования изделий, их частей

и деталей, направленный на получение наглядной информации о свойствах создаваемого объекта в виде макета.

В  работе с детьми дошкольного возраста обычно  используются макеты естественнонаучного содержания:  вулкан, макеты природно-климатических зон, макеты Солнечной системы. архитектурные макеты  (макет нашего города, макет нашей улицы, макеты различных зданий). м акеты для режиссерских игр.

Для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о диких и домашних животных  мы изготовили макет «Деревня».

В макет внесли игровой персонаж – куклу Машеньку. Заселение макета животными проводили вместе с детьми. Каждому ребенку заранее приготовили игрушку – животное.

От имени Машеньки рассказывали, кто из животных живет на деревенском дворике,

а кто – в лесу.     Данный макет использовали для проведения  дидактических игр с детьми:

«Малыши потерялись» (цель – закрепить знания детей детенышах животных)

«Кто, где живет», «У кого какая мама»  (цель – закрепить знания детей о диких и домашних животных)

«Скажи, кто живет в лесу», «Скажи, кто живет рядом с Машей» (цель – обогащать речь детей словами – названиями животных)

Также макеты используются для закрепления знаний детей о временах года, их признаках, повадках животных в разные времена года.

Рассматривая   макеты «Деревня» и «Зимний лес», учим детей сравнивать:

- Зимой в лесу много снега, а летом много травы

- Летом заяц серый, зимой белый.

- Зимой медведь спит, а летом собирает корешки, ест малину.

Использование макетов позволяет   педагогу активизировать мыслительную деятельность детей, развивать их любознательность.

Уже в младшей группе мы начинаем задавать малышам вопросы проблемного характера: «Кого из животных Машенька возьмет в лес за грибами?» «Можно ли увидеть на снегу следы медведя?»

С детьми старшего дошкольного возраста создание макета – увлекательное дело, участие в котором принимает каждый ребенок. Прежде, чем начать изготовление макета, проводим предварительную работу с детьми:рассматриваем иллюстрации, читаем познавательную литературу.

С детьми старшего возраста мы создавали макеты природно-климатических зон «Африка», «Пустыня», «Животные Севера».Такие макеты  знакомят детей с разнообразием природно-климатических зон Земли, с условиями обитания диких животных, с особенностями растительного мира Земли. Создание макета «Африка» превратилось в своеобразный проект. Каждый из детей выбирал себе животное, о котором ему хотелось бы узнать. Совместно с родителями дети искали информацию об этих животных, делали рисунки.Прежде, чем проводить заселение макета, дети представляли своего животного: делали  короткое сообщение, рассказывали интересные факты о животном, показывали свои рисунки или поделки.

В процессе совместной  работы над макетом педагог  имеет возможность побуждать познавательную активность, развивать познавательные интересы. Так, в ходе обсуждения фона для макета «Пустыня» спрашиваем у детей:

«Какой цвет будет преобладать в макете? Почему? Как можно проверить, что

в пустыне преобладает желтый цвет?».

Во время работы над макетом дети нередко задают самые разные вопросы, что свидетельствует

об их  интересе:

Что такое северное сияние?

Почему зебра полосатая?

Как верблюд может идти много дней  по пустыне без воды?

Также работа над макетом побуждает детей делиться собственными впечатлениями и познаниями.   Особый интерес у детей вызывают  макеты, которые  воссоздают картины глубокой древности: «Жизнь первобытного человека» и «Гиганты прошлого. Динозавры».

Во время работы над данными макетами учим детей рассуждать, анализировать, делать выводы. Например, сообщаем детям, что  первобытный человек питался сырым мясом, плодами, кореньями. Может ли современный человек питаться таким образом? Какие продукты человек употребляет в пищу сырыми?

Сообщаем детям дополнительные факты: и сейчас на Земле есть люди, которые употребляют в пищу сырую рыбу и мясо. Эти народы живут на Крайнем Севере. Рассказывая  детям о  динозаврах, можно провести аналогию с современными  дикими животными. Также как среди современных диких животных, среди динозавров были хищники и травоядные. Тема о динозаврах очень интересна детям, обычно многие из детей видели телевизионные передачи о жизни динозавров и очень эмоционально рассказывают об этом.

Макетирование способствует  познавательному развитию детей. При изготовлении макета дети узнают  о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы. В процессе макетирования активизируется мыслительная деятельность, развивается речь детей. Макетирование позволяет трансформировать  полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников.

консультация для родителей по работе с гиперактивными детьми, пальчиковые игры.

проведение занятий с детьми и занятий в совместной деятельности с использованием народного творчества.

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей.

Цель: развивать интеллектуально-творческие способности у старших дошкольников путём обогащения опыта в познавательно-речевой деятельности.