Педагогический проект «Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников средствами кружка «Музыкальная фантазия»

1. Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта… стр. 3

2. Выявление проблемы… .стр. 4

3. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей …. стр. 5

5. Предполагаемые результаты… стр. 10

6. Заключение… стр. 11

7. Список литературы…. стр. 12

Рисуя тени на рояле,

Играет пламенем свеча.

В уютной комнате все вместе

При этом маленьком огне

Тихонько петь мы будем песни

И сказки слушать в тишине…

(А. Н. Майков)

Актуальность

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (смыслового, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной и музыкальной) .

Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусств с помощью объединяющего начала – художественного слова. Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям - актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Выявление проблемы

Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях. В работах Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Р. М. Чумичевой и других представлены показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т. С. Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Противоречие

Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами искусства, в том числе средствами искусства живописи.

Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ музыкальной, художественной и эстетической культуры.

• обеспечить эмоционально-психологическое благополучие и здоровье детей;

• формировать музыкально-эстетическое сознание у детей старшего дошкольного возраста;

• способствовать накоплению ребёнком опыта восприятия искусства;

• обогащать словарь детей;

• развивать творческое воображение и ассоциативное мышление;

• активизировать проявления творчества;

• развивать коммуникативность.

Стратегия, методы и механизм реализации проекта

Тип проекта: творческо-информационный, долгосрочный, групповой.

Срок реализации: Программа рассчитана на два года обучения (дети от 5до 7 лет) Она предполагает проведение одного занятия во вторую половину дня. Продолжительность занятия:

Старшая группа – 25 мин.

Подготовительная группа – 30 мин.

Участники: Дети, родители (законные представители, музыкальный руководитель, воспитатель.

Количество участников: 10 детей старшего дошкольного возраста и их родители.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: