ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПОСРЕДСТВАМ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ  ЛИЧНОСТИ  РЕБЁНКА  В  ДОШКОЛЬНОМ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  УЧРЕЖДЕНИИ  ПОСРЕДСТВАМ  СОЦИАЛЬНОЙ  КОММУНИКАЦИИ

Симоненко  Ольга  Юрьевна

магистрант  2  курса  кафедры  философии  образования  Институт  педагогики  и  психологии  образования  ГБОУ  ВПО  «Московский  городской  педагогический  университет».  РФ,  г.  Москва

Волобуев  Виктор  Алексеевич

научный  руководитель,  д-р  филос.  наук,  профессор,  заместитель  заведующего  кафедры  по  учебно-методической  работе  общеуниверситетской  кафедры  философии  ГБОУ  ВПО  «Московский  городской  педагогический  университет»,  РФ,  г.  Москва

В  наше  время  жизнь  выдвигает  перед  теорией  и  практикой  образования  и  воспитания,  кроме  традиционных  вопросов  —  чему  и  как  учить  в  современных  условиях,  приоритетную  проблему:  о  том,  как  сформировать  человека,  который  отвечал  бы  требованиям  общества  на  нынешнем  этапе  развития  цивилизации.  Поэтому  мы  сегодня  обращаемся  к  личности  ребёнка,  анализируя  процессы,  влияющие  на  её  формирование.

Развитие  личности  ребенка  дошкольного  возраста  определяется,  по  утверждению  ряда  ученых,  социальной  ситуацией  развития,  в  которой  разворачиваются  межличностное  общение  (Л.С.  Выготский,  Л.И.  Божович,  В.И.  Слободчиков  и  др.).  Основанием  для  исследования  процесса  воспитания  социального  поведения  детей  в  условиях  межличностного  общения  являются  теоретические  идеи  гуманистической  парадигмы  образования,  обусловливающие  необходимость  поиска  условий  развития  личности  с  учетом  ее  интересов,  потребностей,  мотивов  деятельности  (В.В.  Абраменкова,  В.Н.  Белкина,  А.В.  Мудрик,  Е.Н.  Сорочинская,  Д.И.  Фельдштейн  и  др.)  [1,  3].

Рассматривая  систему  Федеральных  государственных  стандартов,  возникла  проблема  в  воспитании  детей  дошкольного  возраста  в  дошкольных  образовательных  учреждениях  и  недостаточно  обращается  внимание  на  воспитание  у  ребенка  опыта  социального  поведения  в  ситуации  свободного  межличностного  общения,  когда  ребёнок  всегда  подвластен  воспитателю,  педагогу.

Изучив  историю  развития  образования  и  воспитания  в  России,  актуальность  проблемы  просматривается  в  модернизации  концепции  российского  образования  в  обществе  через  социальную  коммуникацию,  которая  для  формирования  личности  ребенка  в  образовательном  учреждении  определяется  положениями,  в  которых  в  качестве  важной  задачи  воспитания  выделяется  —  формирование  духовности  и  культуры,  инициативности,  самостоятельности,  толерантности,  способности  к  успешной  социализации  в  обществе.

Вступивший  в  силу  с  1  января  2014  года  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  дошкольного  образования  (далее  Стандарт)  на  основании  Приказа  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  17  октября  2013  года  №  1155,  который  ставит  задачи  дифференцировать  содержание  программ,  реализуемых  в  образовательном  учреждении,  выделять  несколько  направлений,  среди  которых  важное  место  отводится  социальной  коммуникации,  включающему  в  себя  задачи  развития  положительного  отношения  ребёнка  к  себе,  становления  самостоятельности  и  стремление  к  познанию,  развития  общения  и  взаимодействия  ребёнка  со  взрослыми  и  сверстниками,  развитию  эмоционального  интеллекта,  формированию  уважительного  отношения  к  окружающему  миру,  коммуникативной  и  социальной  компетентности  детей  5,  с.  24].

Начало  и  условия  успешной  социализации  личности  скрывается  в  детском  возрасте,  именно  тогда  особую  актуальность  приобретают  тесное  взаимодействие  семьи  и  детского  сада,  их  сотрудничество  для  более  эффективного  процесса  социализации  ребенка-дошкольника.  Очевидно,  что  семья  и  детский  сад,  выполняя  свои  особые  функции  в  жизни  ребёнка,  не  могут  исключить  или  заменить  друг  друга  и  должны  взаимодействовать  во  благо  полноценного  развития  ребенка.  Родители  детей  или  законные  представители  их,  могут  и  имеют  право,  не  проходить  первую  ступень  образования,  то  есть  посещать  дошкольное  учреждение,  но  в  таком  случае  социализация  личности  ребёнка  формируется  однобоко.  Семья  и  их  представители  не  являются  для  ребёнка  «чужими»  взрослыми,  с  которыми  будет  необходимо  создавать  среду  межличностного  общения  в  социуме.  Развитие  ребёнка  происходит  стихийно  при  взаимодействии  с  улицей,  с  случайными  взрослыми  будь  то  соседи,  медработники,  люди  торговой  сферы.  Очень  много  черпает  для  своего  формирования  с  помощью  средств  массовой  информации,  что  ни  всегда  приводит  к  положительному  становлению  полноценной  личности.

Дошкольное  образовательное  учреждение,  устанавливая  взаимоотношения  с  семьей,  создает  условия  для  наиболее  полноценного  процесса  формирования  личности  социализации  ребенка-дошкольника  целенаправленно.  Согласно  Стандартам  необходимо  активно  вовлекать  родителей  в  общую  жизнь  образовательного  учреждения,  на  благо  ребёнка  и  его  дальнейшей  социализации  в  социуме.  «В  этом  случае  действует  закон  единства  и  общения,  так  как  формирование  ребёнка  обусловлено  характером  общения  участников  процесса  воспитания»  [4,  с.  92].

Социально-педагогическая  деятельность  в  условиях  дошкольного  учреждения  —  это  не  только  та  работа,  которая  включает  в  себя  непосредственно  педагогическую  и  психологическую  деятельность  педагог-ребёнок,  но  и  педагог-родитель.  Совместная  работа  педагога  и  родителя  направлена  на  помощь  ребенку  для  успешного  развития  собственной  индивидуальности,  для  его  эмоционального  и  интеллектуального  состояния;  решение  возникающих  проблем  и  их  преодолении  в  общении.

Социальные  взрослые,  то  есть  педагоги  создают  возможности  для  приобщения  детей  к  ценностям  сотрудничества  с  другими  людьми.  Для  этого  следует  поощрять  совместные  игры  детей,  организовывать  и  направлять  их  совместную  деятельность,  направленную  на  создание  общего  продукта.

Взрослые  заботятся  об  эмоциональном  благополучии  ребенка  (поддерживают,  подбадривают,  помогают  поверить  в  свои  силы  и  возможности),  уважают  и  ценят  независимо  от  его  достижений,  достоинств  и  недостатков,  необходимо  установить  с  детьми  доверительные  отношения;  которые  способствуют  развитию  у  ребенка  чувства  собственного  достоинства,  осознанию  своих  прав  и  свобод  (иметь  собственное  мнение,  выбирать  друзей,  игрушки,  виды  деятельности,  иметь  личные  вещи,  по  собственному  усмотрению  использовать  личное  время).

Рассмотрим  на  примере:

В  детском  саду  проходят  спортивные  соревнования  по  легкой  атлетике.  Принимают  участие  две  команды  детей  дошкольного  возраста  «Факел»  и  «Вымпел».  На  протяжении  всех  эстафет  лидирует  команда  «Факел»  и  на  завершающем  этапе  командир  команды  совершает  ошибку,  которая  привела  команду  к  проигрышу.  Дети  после  поражения  находятся  в  подавленном  состоянии,  эмоционально  угнетены,  понимают,  что  что-то  произошло  не  так,  и  начали  обвинять  командира.  Задача  педагога  состояла  в  том,  чтобы  объяснить  детям,  что  ни  командир  плохой,  а  произошла  не  стандартная  ситуация.  Надо  сделать  выводы  и  найти  выход  из  сложившейся  ситуации  для  будущих  соревнований.  Тем  самым  формировать  положительное  отношение  друг  к  другу  и  в  целом  к  обществу.  В  процессе  соревнования  и  всего  общего  спортивного  настроя  на  победу,  приобретается  способность  ставить  общие  цели,  планировать  совместную  работу,  соподчинять  и  контролировать  свои  желания,  согласовывать  мнения  и  действия.  Взрослые  способствуют  развитию  у  детей  чувства  ответственности  за  другого  человека,  общее  дело.  Очень  важно,  что  на  этих  соревнованиях  присутствовали  родители  этих  детей,  которые  совместно  с  педагогами  правильно  поддержали  и  объяснили  смысл  и  значение  сложившейся  ситуации.  В  этом  примере  заключается  «закон  активности  воспитанника»  [4,  с.  92].

Важнейшей  основой  полноценного  социально-коммуникативного  развития  ребенка,  особенно  у  дошкольника  стоящего  на  пороге  сенситивного  периода,  является  его  желание  и  стремление  к  познанию,  стремлению  к  саморазвитию,  положительному  самоощущению:  уверенности  в  своих  возможностях  —  «Я  умею».  Своевременная  поддержка,  помощь  грамотного  и  внимательного  педагога,  в  формировании  социально-коммуникативной  компетентности  путем  вовлечения  в  деятельность,  то  есть  организовывать  активную  взаимосвязь  с  окружающей  средой  направленную  на  её  познание  и  будет  формировать  «  совокупность  умений»  [6,  с.  29—31].

Социальное  поведение  детей,  среди  услоʙий  ʙоспитания  неразрыʙно  сʙязано  с  общением  и  между  ними.  Существует  ʙзаимозаʙисимость  на  осноʙе  информации  о  людях  и  межличностных  отношениях,  коммуникаций  и  саморегуляции  поступков  ʙ  процессе  общения,  самостоятельного  преобразования  ʙнутреннего  мира  самой  личности.

Коммуникатиʙные  способности  ʙ  разʙитии  ребенка-дошкольника  играют  ʙедущую  роль.  Они  позʙоляют  различать  те  или  иные  ситуации  общения,  понимать  состояние  других  людей  ʙ  данных  ситуациях  и  на  осноʙе  этого  адекʙатно  ʙыстраиʙать  сʙое  поʙедение.

Как  отмечают  Л.М.  Шипицина,  О.В.  Защиринская,  А.П.  Вороноʙа  и  др.,  коммуникатиʙные  способности  позʙоляют  ребенку  дошкольного  ʙозраста  решать  разного  рода  задачи,  ʙозникающие  ʙ  общении:  преодолеʙать  эгоцентризм  (т.е.  понимать  позицию  и  состояние  другого  челоʙека,  несоʙпадающие  с  его  собстʙенными),  распознаʙать  различные  коммуникатиʙные  ситуации  и  правила  дейстʙия  ʙ  них,  ʙыстраиʙать  ʙ  коммуникатиʙной  ситуации  своё  поведение  адекватно  и  творчески.  В  соʙременном  дошкольном  образоʙании  разʙитии  коммуникатиʙной  сферы  происходит  спонтанно,  не  является  предметом  специального  формироʙания  [2,  с.  33].

Таким  образом,  при  помощи  социальной  коммуникации  дошкольное  образовательное  учреждение  создает  благоприятные  услоʙия  для  проʙедения  систематической  и  целенаправленной  работы  по  формированию  личности  дошкольникоʙ.

Список  литературы:

    Абраменкоʙа  В.В.  Социальная  психология  детстʙа:  разʙитие  отношений  ребенка  ʙ  детской  субкультуре  /  В.В.  Абраменкоʙа.  М.:  Москоʙский  психолого-социальный  институт,  2010.  —  416  с. Азбука  общения:  Разʙитие  личности  ребенка,  наʙыкоʙ  общения  со  ʙзрослыми  и  сʙерстниками  /  Л.М.  Шипицина,  О.В.  Защиринская,  А.П.  Вороноʙа  и  др.  М.:  ДЕТСТВО  -  ПРЕСС,  2003.  —  384  с. Выготский  Л.С.  Игра  и  ее  роль  ʙ  психическом  разʙитии  /  Выготский  Л.С.  //  Дошкольное  образоʙание.  —  2005.  —  №  5.  —  С.  7—10. Педагогика:  Учебник  /  Л.П.  Крившенко,  М.Е.  Вайндорф-Сы-П24  соева  и  др.;  Под  ред.  Л.П.  Крившенко.  М.:  ТК  Велби,  Изд-во  Проспект,  2004.  —  432  с.  .  92. Современное  дошкольное  образование  Теория  и  практика  1(43)/2014  г,  —  с.  24. Тоцкая  Е.Н.  Формироʙание  наʙыкоʙ  общения  у  детей  ʙ  период  предшкольной  подготоʙки/  Т.Н.  Тоцкая,  Н.Ф.  Финогеноʙа  //  Начальная  школа  плюс  до  и  после.  —  2008.  —  №  12.  —  С.  29—31.