54 Игровая деятельность дошкольника с нарушением речи

В дошкольном возрасте важных изменений и развития претерпевает игра ребенка Если до трех лет главным в игре малыша было воссоздание действия взрослого с предметами и подражание его языка, то уже для дошкольника декабря ра - это цепочка действий, в которых он воспроизводит сцены из хорошо известного ему жизнь взрослых Со временем игра становится детализованишою и включает более персонажей Дети отражают сложные и более целостные эпизоды из жизни людей, у них они воспроизводят людей, находящихся в определенных производственных, семейных, деловых отношениях Игре предшествуют наблюдения ребенка за жизнью и трудом взрослых Чем глубже и шире буду во знания ребенка об окружающей среде, взаимоотношения между людьми, тем содержательнее и интереснее будет ее игра Сюжетная игра требует партнера Между участниками игры возникают отношения сотрудничества Ро свернута игра объединяет всех участников одним замыслу Каждый из игроков вносит свою долю фантазии, активности в развитие принятого всей группой замысла время каждый ребенок подчиняется правилам, щ в диктует ей взята на себя роль Выполняя ту или иную роль, ребенок добровольно выполняет правила, которые в жизни регулирующих деятельность определенного персонажа В таких играх формируется воля ребенка, его умение спилкув Атис, сотрудничать с другими детьми, без которых невозможно обучение в школе и в будущей жизни в обществ суспільстві.

У детей-дошкольников с нарушениями речи игровая деятельность отстает в развитии (ВО Кондратенко, СЮ Коноплястый, ИС Марченко) Психологические исследования игры детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5 роки ей, проведенные ОН Усанов, свидетельствуют в играх чаще всего наблюдается ситуационное манипулирование игрушками и предметами; в самостоятельной игре дошкольник почти не применяет предметов в игровом соображений нзумінні.

Смысл игры зачастую является отражением известных способов действия с предметами или ознакомления со свойствами игрушек Конкретного замысла в процессе игры с куклой или другими игрушками Есть Дети не выбирают необходимых для того или иного сюжета игрушек Игра с сюжетными игрушками обычно имеет процессуальный характер, например, дети возят по комнате машинки, одевают и раздевают куклу, возят коляску (с куклой или без нее) и др. Игры детей с игрушками логически связанные Например, в процессе игры с куклой ребенок ставит на игрушечную плиту кастрюльку, однако нет действий, которые бы свидетельствовали о приготовлении обеда или кормления куклыяльки.

Сравнительный анализ игровой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и детей с нормальным развитием (по данным ФИ Фрадкин, СЛ Новоселов) свидетельствует, что уровень игры дошкольников 4-6 роки ей по содержанию и способу действия с игрушками подобный тому, который присущ детям с нормальным развитием более раннего возраствіку.

Дети с тяжелыми нарушениями речи хотят контактировать с ровесниками, однако в игровой деятельности взаимодействие детей происходит либо в виде совместной двигательной активности (дети вместе бегают, стрибают во т.д.), или наблюдают за игрой ровесника и копируют его действия с игрушкой Действуя таким образом, ребенок, как правило, не понимает замысла его игры и передает только внешний аспект диї.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи чаще играют сами Уровень взаимодействия с ровесниками в игре отвечает самым низким показателям, имеющих место у детей с нормальным развитием 2-4 года жизни ( (PO Иванкова, ВО Кондратенко, ИБ Теплицкаялицька).

По развитию умения выполнять предметно-содержательную сторону игры и налаживать взаимодействие с ровесниками дети с тяжелыми нарушениями речи составляют неоднородную группу (Н О Усанова)

Одна группа детей может самостоятельно организовать целенаправленную игру они бегают или снуют комнатой, не способны самостоятельно организовать длительную игру с игрушками Интерес к одной игрушки неустойчивый Ребенок выполняет отдельные, недовязанный действия В игре вместе с действиями отражение наблюдается значительное количество ознакомительных и манипулятивных действий Другую группу составляют дети, которые могут организовать г ру с игрушками Такая игра характеризуется определенной устойчивостью и сосредоточенностью младенцевдитини.

Группировка игрушек в игровой комнате по темам и внесение атрибутов не побуждают детей с тяжелыми нарушениями речи к организации сюжетно-ролевой игры Темы сюжетной игры и роли, а также советы дор рослого, направленные на объединение детей в совместную игру, е неэффективными приемами для организации игры детей 4-б Рокив.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи играют с игрушками молча, лишь иногда сопровождают свои действия копированием звуков или эмоциональными возгласами Для них характерно элементарное, за содержание обращений не и незвернене речи, которое дети очень редко применяют в процессе игры В общении с ровесниками они почти не называют игрушки или действия, заменяя их указательными словами или жестами Речевые вия влення в процессе рассматривания игрушек обычно единичные, то есть эмоциональное отношение ребенка к игрушке отображается в виде возгласов, копирование звуков, слов Высших уровней развития эгоцентрического вещания ния - констатувального и планировочного, а также вещание, направленного на регулирование действий ровесника, в играх нетемає.

Побуждение детей с тяжелыми нарушениями речи к действиям с игрушками с помощью средства речевой инструкции возможны только в определенных условиях, а именно: значение слов, содержащихся в ней, должны быть хорошо известные детям; конкретные действия, которые предлагаются с предметами и игрушками, должны непосредственно связано с практическим опытом младенцев.

Как свидетельствуют психологические исследования, дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи, по сравнению с ровесниками с нормальным развитием, дольше задерживаются на предметных действиях, а ролевые игры за свою юють значительно медленнее и недостаточно продуктивно их ролевые игры довольно однообразны по содержанию и недостаточно развернуты по сюжету Если ребенок начинает играть со своими ровесниками, то в процессе собе ртання сюжета быстро \"соскальзывает\" с отведенной ей роли, нарушая тем самым правила, следовательно, и саму игру, поэтому дети ее или не принимают в игру, или дают ей второстепенные роллгорядні ролі.

Сложность ребенка с нарушением речи длительное время выполнять отведенную ей роль, придерживаться определенных правил может быть связана с болезненной раз-гальмованистю расторможенного ребенку очень трудно ную ередитися, выполнять необходимые действия в определенной последовательности, воздерживаться от лишних действий или чередовать их согласно сюжету игры Пассивная, заторможенная ребенок избегает коллективных игр, не может понять и, в чем заключается сущность игры, поскольку развитие ее игровой деятельности в основном находится на уровне предметных действий Поэтому и игры такого ребенка стереотипные, часто это только манипулирование предметамами.

Негативные факторы, влияющие на игровую деятельность детей с нарушением речи, заключаются в недостатках речевого развития, в частности в несовершенной звуковимови, обедненной словарном запасе, нарушь нарушениями грамматического речевого состава, а также изменении темпа речи Например, дети со сложными формами функциональных дислалий, ринолалия и дизартрия, как правило, не могут полноценно войти в игру в связи с неправильного звукопроизношения, неумением выразить свои мысли, переживанием показаться смешными, хотя правила и содержание игры им понятны и доступны Особенности условно-рефлекторной деятельности и замедленное образования дифференцировок, неустойчивость памяти являются препятствиями приема детей в коллективные игры Несовершенство общей и речевой моторики, особенно у детей с дизартрией, вызывает в процессе игры быструю усталость У детей с речевыми нарушениями часто возникают трудности, если нужно быстро преодолеть динамический стереотип Вследствие этого в процессе игры они не могут сразу переклю сказаться с одного вида деятельности на другойінший.

Для детей с алалией, в которых имеет место и значительная задержка интеллектуального развития, сущность игры, ее правила длительное время остаются недоступными Игры этих детей однообразны, имеют подражательный характер ктер Чаще всего они ограничиваются манипулятивными, а не игровыми действиями с игрушками ребенок алалией воспринимает окружающую среду поверхностно, в связи с чем ее игра не имеет замысла и целенаправленных действий В коллективе сверстников с нормальным речевым развитием дети-алаликы обособленные Если играют с другими детьми, то выполняют лишь второстепенные роли, избегают словесного общения Даже тогда, когда ребенок на логопедических занятиях овладевает определенный словарный запас и навыки фразоутворення, в процессе игры она их самостоятельно не применяет Слова в процессе игры используются для называния предметов однако при этом нет речевого опосредования диння дії.

Дети с заиканием в игре ведут себя по-другому (ВО Кондратенко) Они робкие, не верят в собственные силы, не умеют определить цели игры В играх обычно они выполняют роль зрителей или второстепенные роли Как сли заикание усиливается, дети становятся замкнутой, отказываются играть с ровесниками Иногда дошкольник, который заикается, в играх может прибегать к неуместного фантазирование, быть некритичным к вл аснои поведениеедінки.

игра детей с нарушением речи осуществляется только в процессе непосредственного воздействия слова взрослого и обязательного руководства ею начале игровые действия происходят в условиях ограниченного речевого в общение, что приводит к сужению игры, обеднение сюжета Без специального обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не форм уетьсся.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter