"Организация обучающих игр с целью умственного развития и формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

(из опыта работы)

Современная дошкольная педагогическая наука и практика ставят задачи создания наиболее эффективных условий для улучшения закономерности развития творчества в дошкольном возрасте. Особое значение приобретают вопросы формирования интеллектуальных умений и творческого воображения. Эти требования учтены в разработке новых подходов, методик и программ образования, воспитания и развития ребёнка. Образовательная программа «Детство» созданная коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им А.И. Герцена г. Санкт – Петербурга ставит важнейшие задачи по созданию благоприятных условий для самовыражения, максимальной реализации потенциальных возможностей дошкольников. Их решение связано с созданием условий для творческой активности, стимулирования воображения, желание включаться в деятельность творческой направленности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, которые существенно влияют на умственное развитие ребёнка. Установлено, что возможности умственного развития у детей дошкольного возраста очень велики: дети могут успешно познавать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Познание осуществляется детьми, как правило, не в форме понятий, а в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами. Обучая детей обобщённым способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия. В результате такого обучения дети правильно воспринимают сложную форму предметов, оценивают пространственное отношение, пропорции и т.д. Среди материалов предназначенных для развития творчества дошкольников, широкое распространение имеют различные виды строительных наборов, конструкторов, наборов с логическими блоками Дьенеша, цветными счётными палочками Кюизенера и разнообразных головоломок. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных задач, игр, развлечений. При этом роль занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Роль задач – активизировать умственную деятельность, уметь планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает ум, позволяет расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке. В программе «Детство» задачи по развитию творческих проявлений дошкольников в математической деятельности представлены автором З.А. Михайловой, чей опыт и методические разработки я использую в своей работе по организации развивающих игр, так же мной используются методические советы и рекомендации программы по математике автора Е.М. Фадеевой.

Целью исследования является изучение возможности творческих проявлений и умственного развития при обучении детей дидактическим играм с палочками Кюизенера, логическими блоками Дьенеша и играм головоломкам на преобразование фигур. Для успешной реализации нашей деятельности были созданы соответствующая развивающая среда, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, условия для организации игр и экспериментирования, а также спокойная доброжелательная атмосфера, в которой могут проявляться задатки и способности ребенка.

Для определения результатов работы мною было проведено диагностическое исследование по методике Е.М. Фадеевой и методике, описанной в книге «Психологический практикум по детской психологии» авторов Т.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.

Одна из важнейших задач дошкольников – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. На решение этой задачи направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению, в частности математической подготовки:

- какие это мыслительные умения?

- с помощью каких дидактических средств их следует формировать?

- как осуществить руководство этим сложным процессом?

- как обеспечить постепенное продвижение каждого ребёнка вперёд?

На эти вопросы я стараюсь ответить в своей работе. Детей своей группы я знакомлю с уникальными по своим возможностям дидактическими материалами: логическими блоками Дьенеша и счётными палочками Кюизенера, а так же с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с ними. Эти дидактические материалы широко применяются в детских садах других стран, а нашим отечественным педагогам они знакомы, но в практике ещё используются недостаточно. Главная причина – это царившая до недавнего времени в отечественной педагогике учебно-дисциплинарная модель воспитания и обучения, жёсткая регламентация содержания, методов, дидактических средств и форм организации работы. Сейчас на смену ей пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребёнку и его развитию. Насущной становится проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, что нашло отражение в программе развития и воспитания детей «Детство». Главными путями реализации программы математического развития дошкольников являются познавательные и развивающие игры (игровые занятия), а также самостоятельная детская деятельность, математические конкурсы, развлечения, организуемые с детьми. Представленной системе работы с детьми свойственно развивающая направленность. Это означает, что заданное, подлежащее освоению детьми содержание, способствует проявлению и становлению интереса к познанию, обогащает ребёнка, выявляет его индивидуальные особенности и уровень развития. Итак, заданное в программе содержание, предлагаемые к использованию в непосредственном общении с детьми методы и приёмы, дидактические средства в должной интерпретации позволяют развивать восприятие и мышление детей, внимание и память, самостоятельность и инициативность. В результате такой деятельности осуществляется общее умственное (в данном случае математическое) и личностное развитие детей.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержание направлено прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке. Отбор развивающих игр осуществлен исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придание обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания, а также данные игры являются актуальными, наиболее приемлемыми для старших дошкольников и рекомендуются авторами З.А. Михайловой и Е.М. Фадеевой для успешного освоения математического вида деятельности программы «Детство». В своей работе по развивающим играм используем дидактические игры и упражнения с палочками Кюизенера и логическими блоками Дьенеша, предоставленные преподавателями Нижегородского педагогического университета А.А. Смоленцевой и О.В. Пустовайт. Некоторые предлагаемые игры ранее были разработаны А.А. Столяром, их идеи заимствованы из педагогической литературы. А игры-головоломки на преобразование фигур освоены по методике З.А. Михайловой и Е.М. Фадеевой.

Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство, являются наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики. Знакомство детей с логическими блоками проходит в несколько этапов. На начальном этапе работы, прежде чем приступить к играм, мы предоставляем детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками.

Цель.

1. Показать возможность разнообразных манипуляций с блоками в различных видах деятельности.

2. Установить, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), использование их при решении развивающих задач по сенсорному развитию.

Мы рассматриваем три группы постепенно усложняющихся игр и упражнений:

- первая группа – для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

- вторая группа – для развития умений сравнить предметы по их свойствам;

- третья группа – для развития способностей к логическим действиям и операциям.

В играх и упражнениях решаются конкретные задачи:

- развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть форму, цвет, размер, толщину;

- помочь освоить первые представления о замещении свойств знаками – символами;

- учить строго следовать правилам при выполнении действий;

- развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по двум, трём свойствам;

- сравнивать предметы по заданным свойствам;

- развивать внимание, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам;

- развивать классификационные способности к анализу, сравнению, обобщению.

В играх и упражнениях для детей подготовительной группы ставятся более сложные задачи:

- развить умение разбивать множества на классы по совместимым свойствам;

- развить умение производить логические операции «не», «и», «или»;

- учиться кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов;

- развивать логическое мышление, умение рассуждать.

Приёмы и методы работы:

- игры и упражнения подбирались по принципу дидактики от простого к сложному; игры первого варианта развивают умения оперировать одним свойством, второго варианта двумя свойствами, игры третьего варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами;

- в зависимости от возраста детей, используется не весь комплект логических блоков, а какая-то его часть, сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине и т.п.

- учитывать индивидуальные особенности детей, приступать к более сложной игре тогда, когда самостоятельно справляются с заданиями в предшествующей игре;

- использование карточек-свойств переход от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.

Палочки Кюизенера, как дидактическое средство соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Приёмы и методы работы:

- упражнять детей в индивидуальной форме или по нескольку человек, небольшими подгруппами, игры и упражнения проводить в игровой форме;

- использовать одобрение правильности действий и суждений детей, помощь детям осуществлять в косвенной форме;

- одновременная подача упражнений на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий, действий, отношений;

- осуществлять подбор упражнений с учётом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач;

- вводить игровые элементы в форме игровой мотивации для среднего возраста и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит …) для старших;

- использовать инструкцию, пояснение, вопросы, словесные отчёты детей о выполнении задания, контроль, оценку;

- использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии;

- использование палочек для выполнения диагностических заданий.

Задачи, решаемые при использовании палочек:

- развивать творческое воображение, умение создавать различные конфигурации, воссоздавать модели по образцу;

- учить декодировать цветовые отношения в числовые; предлагаются игры на соответствие между цветом, длиной и числом; на значение чисел и их цветовых обозначений;

- развитие комбинаторных способностей (на состав числа, игры «составь коврик»; умение заменять целую часть на составные, игры «поезда»);

- освоение понятия итогового числа, игры на действия сложения, вычитания;

- изучение свойств чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок.

Совместная деятельность ребёнка и взрослого помогает открыть пространственно-количественные характеристики не столь очевидные для детей, как цвет, форма, размер.

К эффективным учебно-игровым пособиям умственного развития дошкольника относятся игры-головоломки, наиболее часто используемые «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо» и т. д.

Методы и приёмы:

- постепенность в знакомстве с играми;

- использование всего комплекта игры;

- при построении плотное присоединение деталей головоломки друг к другу.

Эти игры развивают пространственное воображение, логическое и интуитивное мышление, ими решаются задачи:

- развивать сенсорные способности;

- поддерживать интерес к играм-головоломкам, для этого организовать упражнения с геометрическими фигурами:

1. Составление простых изображений (домиков, снеговиков, лодок, корабликов и т.д.) из разнообразных мозаик, комплектов геометрических фигур.

2. Игра «Составь фигуру» (геометрическую): квадрат, треугольник, прямоугольник с разными соотношениями сторон. В игре используются равносторонние, прямоугольные, равнобедренные треугольники нескольких размеров.

Варианты игровых заданий:

а) составь прямоугольник из квадратов, из прямоугольников;

б) составь квадрат из прямоугольников и из квадратов;

в) составь четырёхугольник из треугольников;

г) составь силуэт по собственному замыслу (дом, человек, заяц, мишка и т.п.);

- упражнять в умении составлять фигуры по расчленённому образцу, анализировать его, проверка выполнения – сравнение с образцом;

- обучение детей составлению фигур по образцам контурного или силуэтного характера (нерасчленённого);

- упражнять в анализе при построении фигур по контурному образцу (зрительный, мыслительный анализ);

- упражняться в составлении изображений по собственному замыслу, тем самым тренировать способности самостоятельно решать несложные интересные задачи;

- поддерживать интерес к играм с помощью художественного слова – стихотворений, загадок, скороговорок, сказок.

В старшей и подготовительной группах проводились итоговые математические праздники. Цель. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.