Предварительный просмотр:

1.1 Анализ внешней ситуации…………………………………………………………….6

«Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными - задачи каждого дошкольного учреждения.

Здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В рамках реализации программы «Образование и здоровье» особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.

С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии.

Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.

На современном этапе отмечается, что дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», а интенсивность физического развития, здоровье зависит от двигательной активности.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без двигательной активности, которая включает в себя веселые досуги, развлечения, соревнования, интересные игры. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание  у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника – это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.

Сложившаяся социально – экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья. В то же время отсутствие эмоционально -  психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребёнка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступными двигательными умениям.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

В детском саду ребенок получает всестороннее воспитание. В процессе разнообразной деятельности под руководством педагогов он развивается умственно, воспитывается эстетически, физически, нравственно. При этом очень важно, чтобы все, что ребенок узнает, все, чем он овладевает, было эмоционально окрашено.

Эмоции в жизни ребенка играют очень важную роль. Известный советский физиолог Н.М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеет очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Самая ранняя стадия общения ребенка с миром - стадия эмоциональная.

Для повышения мышечной активности необходимы физические упражнения для совершенствования двигательных процессов и навыков, осанки, предупреждения развития плоскостопия.

Таким образом, положительная эмоциональная обстановка должна быть постоянна в детском саду. Этому в значительной мере способствуют различные формы двигательной активности детей 5 – 6 лет. Физическая деятельность сама по себе приятна. Мышечное движение есть источник сильнейшей радости, которую И.П. Павлов так и называл «чувство мышечной радости». Умеренная мышечная нагрузка всегда улучшает самочувствие и поднимает настроение. Физические нагрузки лучший способ разрядки.

Запросы современного родителя ориентированы только на то, чтобы к концу дошкольного периода дети умели читать, писать. Родители мало уделяют внимание вопросам оздоровления детей, на приобретение и укрепление  практических навыков.

Исходя из базовых ценностей Большеяниковской СОШ, творческого потенциала педагогов, готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности, стремлениям к совершенствованию развития группы определена

развитие двигательной активности у детей 5 -  6 лет, чтобы эта работа стала эффективной формой взаимодействия и заинтересованности родителей.

Предмет исследования - пути оптимизации двигательной активности детей 5-6 лет на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре.

Гипотеза исследования: Оптимизация двигательной активности детей 5-6 лет на на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ будет возможна, если в основу положены следующие методические подходы:

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

- формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизических особенностях и резервных возможностях организма воспитанников;

- осуществление преемственности в создании оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

Создание условий, максимально обеспечивающее развитие и самообразование детей, а также развитие их творческого потенциала на основе формирования психоэмоционального  благополучия;

Создать условия для социально – ориентированных форм работы с детьми, основанных на современных программах и технологиях, способствующих реализации  образовательных задач и социального заказа родителей.

Восстановление традиций семейного воспитания в оздоровлении детей, участие семьи в физкультурных праздниках и досугах;

Разработка вопросов организации преемственности  между детским садом и школой по организации оздоровительной работы;

Содержит мероприятия, которые помогут, взаимодействуя с педагогами, родителями  по организации двигательной активности у детей 5 – 6 лет.

В нашей группе созданы хорошие условия для достижения поставленных задач. Мною реализуются следующие программы:

«От рождения до школы»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

«Программа художественно-творческого развития дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства»

В настоящее время в  дошкольном воспитании возникла необходимость построения системы педагогического мониторинга. Это связано, прежде всего, с большим объемом информации о ходе и промежуточных результатах педагогического процесса. При диагностировании  использовала методику Усакова В.Н. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников.

Ребенок неуверенно выполняет сложные упражнения. Не замечает ошибок детей и собственные. Нарушает правила в игре, увлекаясь ее процессом. С трудом сдерживает свои желания, слабо контролирует способ выполнения упражнений. Не обращает внимание на качество движений. Интерес к физическим упражнениям низкий.

Ребенок правильно выполняет большинство физических упражнений, но не всегда проявляет должные усилия. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Понимает зависимость между качеством выполнения упражнений и результатом. Хорошо справляется с ролью водящего, правил не нарушает, но интереса к самостоятельной организации не проявляет.

Ребенок уверенно, точно, с большим напряжением и хорошей амплитудой, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения. Способен творчески составить несложные комбинации (варианты) из знакомых упражнений. Проявляет самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом. Способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую игру. Интерес к физическим упражнениям высокий, стойкий.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке промежуточных результатов и позволяет осуществить динамику достижений детей.

В процессе специально организованной развивающей работы с детьми удается не только преодолеть имеющиеся недостатки в эмоционально-коммуникативном развитии, но и способствовать развитию всей двигательной активности детей 5 -6 лет.

Отсюда следует вывод, что необходимо включать в процесс воспитательно-образовательной работы  систему мероприятий по физическому воспитанию, эффективной формой работы которой является  двигательная деятельность.

В данном проекте сформулирована система работы по развитию двигательной активности у детей 5 – 6 лет, которая включает в себя следующее:

Проведенная мною работа показала актуальность по развитию двигательной активности детей 5 – 6 лет и намечает перспективу дальнейшей работы.

Так же в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Существенной особенностью детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически.

В процессе смены поколений через физическое воспитание происходит передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей.

Общим прикладным результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности.

Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.

В процессе физического воспитания нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую, личностную направленность физического воспитания. Проблемы физического воспитания должны занять подобающее место в Государственной программе по воспитанию молодежи. Должна произойти корректировка проблем физического воспитания и путей его реализации. Этот процесс должен быть перманентным, приводящим к действенным практическим шагам, способствующим повышению качества жизни и оздоровления детей.

Таким образом, можно сказать, что двигательная активность является важным видом физического развития детей 5 – 6 лет.

Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. - М. ВЛАДОС, 2001. - 176с. ил.

Зимонина В.Н. Воспитание ребенка - дошкольника. Расту здоровым: Программно-методич. пособие для педагогов образоват. учреждений / В.Н. Зимонина. - М. ВЛАДОС, 2004. - 304с.

Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей / О.Б. Казина. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2005. - 140с. ил.

Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография / Т.С. Овчинникова. - СПб. КАРО, 2006. - 176с.

10. Осокина Г.И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни // Инструктор по физкультуре ДОУ. - 2008. - №1. - С.92-97.

Веремкович, Л. Закаливание детей в современных условиях / Л.Веремкович // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – С. 7 - 8.

19. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36.

20.  Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М.Маханева // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – с. 22 - 24.