Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника.

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета – важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. Можно сколько угодно рассказывать ребенку о том, что виноград бывает кислым и сладким, что сорт «дамские пальчики» отличается от сорта «киш-миш», но все это будет плохо усвоено ребенком до тех пор, пока он сам не прикоснется пальчиками к глянцевым, наполненным соком плодам винограда и не попробует его на вкус. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.

Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и воспитателей задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками. Ученые, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребенка, обнаружили закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь. Создано много программ и занятий направленных на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики детей, что помогает «разбудить» речевые зоны мозга. Совершенно точно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев и тактильных ощущений. Иначе говоря, чем более подвижные, «послушные» пальчики у малыша, тем легче ему учиться говорить. Задержка речевого развития у ребенка негативно влияют на формирование личности маленького человека, меняют его отношение к окружающему миру и к самому себе.

Тактильные ощущения для ребенка очень важны. О том, что важно ощупывать разные предметы руками, сегодня знают очень многие. Но так же важно для ребенка и ощущения, идущие от босых ступней. Тактильные ощущения спины очень благотворно действуют не только на нервную систему, но и, как выяснилось, повышают иммунитет. Тактильные ощущения – огромная сфера нашей жизни и при нехватке тактильных ощущения ребенок может страдать физически, у него может снизиться настроение. Ощущения нужны ребенку разные, и далеко не только нежные. Дети часто выбирают дощечки с самой грубой наждачной бумагой и буквально наслаждаются прикосновением к ней. Необходимы ребенку контрастные ощущения. Много исследований шло и в настоящее время идет по изучению кожного зрения, результаты бывают удивительные и не только у слепых людей.

Если у вас уже есть разные пособия, помогающие изучать тактильные ощущения, то вы сможете только пополнить их, ну а если нет, тогда вам придется создать свою коллекцию самых разных игр и пособий. Что для этого нужно: кусочки разных тканей и материалов – кожи, меха, наждачной бумаги разных номеров, губки и др. Так же пригодятся разные крупы, мешочки с разными наполнителями (можно использовать перчатки, носочки, колготки для змеек…) Вы можете наклеить на дощечки разные ткани и материалы, а можно это сделать на одной большой поверхности.

Сначала давайте исследуем свой дом, что и какое у вас есть. Возьмите что-нибудь гладкое на ощупь – тарелку, зеркальце. Предложите ребенку потрогать ее закрыв глаза, пусть он ощутит гладкий предмет, затем рассмотрите, как выглядит гладкий предмет. А теперь найдите в вашем доме другие гладкие предметы. Теперь подведите ребенка к деревянному предмету: столу, двери, шкафу. Так же изучите его поверхность. Обратите внимание ребенка на то, что деревянные предметы теплые, они могут быть гладкие (полированные) и не очень гладкие. Найдите все деревянное. Так же можно поискать металлические предметы, пластмассовые и потрогав их обязательно надо сказать, ведь ребенок может почувствовать, но не осознать свои ощущения.

Если у вас есть обрезки разных тканей, разложите их перед ребенком, рассмотрите их и потрогайте руками, расскажите, для чего какая ткань может использоваться, но сделайте это кратко, ведь детям не интересно долго слушать наши объяснения, им интереснее играть.

Магазин тканей .

Для этой игры вам нужны разные кусочки тканей. Выберите, где будет находиться магазин. Это может быть стул или маленький столик, можно использовать коробку. Разложите ткани на «прилавке». Наберите покупателей – разные игрушки. Приходит мишка, ему нужна ткань на рубашку, но он знает только, что ткань нужна тонкая, нежная, ведь это будет рубашка маленькому медвежонку. Зайчику нужна кофточка потеплее и ткань на нее нужна толстая, теплая, но не колючая.

Что бывает скользким? Достаньте лед и дайте кусочек ребенку. Какой лед на ощупь, кроме того, что он холодный? Покажите, как он буквально выскальзывает из рук. Вот поэтому и делают ледяные площадки и ледяные горки, потому что лед скользкий и по нему можно скользить. После того, как трогали лед, попробуйте взять пальчиками рисинки. Если руки замерзли, то взять что-то мелкое очень сложно, т.к. чувство осязания притупляется. А что еще бывает скользким? Мыло, если его намочить, ну а если брать игрушку мыльными руками, то она тоже станет скользкой. Возьмите тазик или чашку с водой и мыло. Наберите игрушки из разных материалов и посмотрите, какие из них становятся скользкими, а какие нет.

Это мыло под водою

Ускользает как живое.

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Ручки мыть не ленится.

Окачу водицей –

Крепко всем дружиться.

Полотенце разверну –

Руки вытру и верну.

Что еще делает предметы скользкими? Масло, крем. Покажите это на нескольких предметах. Пальчиковые краски дают удивительное ощущение.

Можете прочитать ребенку стихи Д.Бичель-Загнетовой Тетка Горка

- Тётка Горка, Тётка Горка! Разреши-ка, тётка, мне Покатиться, прокатиться, По твоей скользя спине. – Тётка добрая ворчит, Добродушно говорит: - Ну конечно, покачу, Если хочешь, прокачу, А уж шлёпнешься, как мяч, Тогда не плачь. Перевела с белорусского И. Могилевская Мурзилка, 1978, №12

Вот еще есть стихи Чиянова В.Ф про горку:

С горки сани быстро мчатся Ветер все сильней в лицо В поворот я не вписался Очень круто занесло

Сани резко повернуло Поворот на левый бок И еще одна секунда Головой лечу в сугроб

Кувыркаемся, смеемся Страха нет, один задор Хорошо кататься с горки Кто быстрее и на спор

Сани с горки быстро мчатся Я готовлю поворот И опять не удержался Вновь в сугробе, снег же в рот.

«Волшебный мешочек».

Многие знают о «Волшебном мешочке». Есть много разных способов его применения. Он полезен тем, что маленькому ребенку трудно закрывать глаза и не подглядывать. Играя в «волшебный мешочек» предлагайте ребенку доставать предметы и левой и правой руками. Если у вас его нет, то не беда. Сшейте мешочек из любой ткани, затяните шнурком, вот он и готов, а возможно вы сможете использовать уже готовый, важно только, чтобы он был не прозрачный. А чем наполнить? Это могут быть мелкие игрушки, разные предметы, ткани, буквы и цифры, детали от конструктора и от Блоков Дьенеша. Все зависит от того, в какую игру вы собираетесь играть. Начиная играть с малышом, выберите игрушки, которые он хорошо знает и которые легко определить на ощупь. Это может быть машинка, куколка, колечко от пирамидки или колесико, шарик, кубик, короткий не острый карандаш, бумажка. Не берите сразу много предметов, достаточно будет восьми. Берите предметы по очереди. Сначала вы сами, так вы покажете без лишних слов, как надо играть. И так, начинаем, разложите предметы перед ребенком, рассмотрите их, назовите. Попросите ребенка так же их назвать, ведь ребенок может правильно угадать, но он этот предмет называет не так как вы. Теперь положите все в мешочек, начинаете вы, что-то нащупали и пытаетесь отгадать. Делайте это в слух, например вот так: «Кажется это куколка, да, вот вроде ручка, а есть ли ножка, ага, вот и ножка, точно, это куколка». После этого достаете и радуетесь, как я здорово угадала, а теперь ты? Предлагаете ребенку. Если ему одной рукой сложно, пусть он попробует двумя, если он что-то взял, но не может отгадать, предложите ему взять другой предмет, но только пусть не вытаскивает, пока не скажет, что у него в руке. Даже если ошибется, все равно порадуйтесь тому, что он молодец, ведь он же что-то сказал.

Если это уже просто, поиграйте иначе, возьмите фигурки разной формы, несколько круглой, несколько квадратной и любой другой. Предложите достать только все круглое или квадратное, как фигурка, которая лежит перед ребенком.

Играем с кусочками ткани.

Положите в волшебный мешочек кусочки разных тканей, так, чтобы они отличались друг от друга: грубая, толстая, тонкая, шелковистая, гладкая, шершавая… Перед тем как достать, надо сказать, какая ткань на ощупь. Если же ребенок еще плохо говорит, тогда вы предлагаете достать тоненькую ткань, либо толстую, колючую…

Геометрические фигуры на ощупь.

Давайте сделаем следующее пособие: фигуры из бархатной бумаги. Вырежьте несколько фигур из бархатной бумаги. Это может быть круг, квадрат, звезда, треугольник равносторонний. Но не делайте их слишком большими, ребенок должен охватить их сразу, положив на них свою ручку, сделайте сантиметров пять. Наклейте их на лист картона. Когда высохнет, можно играть.

Скажите ребенку, что его пальчики могут видеть, но для этого ему придется закрыть глаза. Когда ребенок закрывает глаза, ему проще сосредоточиться на ощущениях рук. Возьмите его ручку и положите на одну из фигурок, поводите пальчиками по контуру, пусть он ощутит всей ладошкой. Спросите, понял ли он, что это? Совсем другое ощущение, когда мы пытаемся отгадать на ощупь форму трафарета, отверстия, рамок. Попробуйте с ними, используя те же фигурки.

. Можно использовать дощечки с наклеенными материалами или парные кусочки ткани. Дайте потрогать один материал, но так, чтобы ребенок не видел, что он трогает. Затем надо найти такой же среди лежащих перед ним. Так все остальные надо разобрать по парам.

Для этой игры используйте гречку, она дает самые незабываемые ощущения. Гречка шелковистая на ощупь. Насыпьте в кастрюлю или чашку около килограмма гречки. Подберите мелкие игрушки, которые будете прятать. Спрячьте их в гречке. Искать можно по очереди. Как только игрок что-то нашел, он уступает место другому, маме.

Другой вариант, вы знаете, что спрятано в гречке, говорите: «Я хочу найти ложку» и ищете там ложку. Сшейте мешочки небольшого размера, примерно четыре на пять сантиметров. Заполните их наполовину крупами и другими наполнителями: солью, макаронами, рваной бумагой, зашейте их. Мешочки должны быть парными, два мешочка с гречкой, два с макаронами… Задача ребенка найти каждому пару. Но ребенку может быть не интересно просто подбирать пару. Расскажите сказку: В одной волшебной стране жили были маленькие человечки – гномики. Они были добрыми и трудолюбивыми. Однажды к ним на ночлег попросилась старушка, это была злая волшебница, но гномики этого не знали. Впустили они старушку на ночь. А она вместо добра заколдовала всю их еду. Ее теперь не видно, и найти можно только на ощупь. Кашу же сварить можно, только если найти два одинаковых мешочка. Это было условие злой волшебницы. Так теперь и мучаются гномики, каждый раз, как собираются приготовить себе обед или ужин, ищут они одинаковые мешочки с крупами, макаронами. Давай им поможем.

Вы можете придумать свою сказку.

Исследуем наше тело .

В разных частях тела не одинаковое количество нервных окончаний и поэтому чувствительность разная. Самая высокая чувствительность на лице и особенно в области губ, на ладонях, ступнях. А самая низкая на спине, животе. Есть мета, кожа которых практически ничего не ощущает, локти например. Вот интересные опыты. Возьмите два карандаша и прикасайтесь то одним карандашом, то сразу двумя (держа и вместе, прижатыми друг к другу) к разным частям тела: губы, щеки, спина, руки в разных местах, ноги, ступни, живот. Как только коснетесь, пусть ребенок скажет, сколько карандашей к нему прикасаются, один или два. В некоторых местах мы чувствуем точно два, а в некоторых там, где два, мы чувствуем только один. В таком месте можно потихоньку разводить карандаши до тех пор, пока не будут ощущаться два. Попросите ребенка так же прикасаться к вам, ощутите сами, это очень интересно.

Возьмите перышко или что-то легкое, что не давило бы на кожу, ведь мы чувствуем не только прикосновение, но и давление. Легко прикасайтесь перышком в разных местах, так вы можете определить места, которые вообще ничего не чувствуют.

Интересные ощущения бывают, если вы проводите по тыльной стороне руки от кисти до локтя спиралевидно, не спеша, еле прикасаясь к руке. Ребенок не должен смотреть, а когда ему покажется, что вы дошли до локтевого сгиба, он должен об этом сказать. Чаще всего когда кажется, что уже дошли, на самом деле остается еще сантиметра три – четыре.

Ножки тоже могут ощущать. Давайте сделаем дорожку из разных материалов: положите шерстяной шарф, мятую бумагу, из кубиков мостик через реку, можно положить подушку, клеенку, фольгу, разные ткани. Поищите, что еще вы можете использовать. Может быть есть мочалка, камешки, массажный коврик. Дорожка должна состоять из разных материалов. Придумайте, какой участок вашей дороги что будет обозначать, например подушка – это мох в болоте, значит дорога идет через болото, шерстяной шарф – пустыня. Придумайте историю, в которой герою надо было идти в далекий путь. Может быть надо найти волшебный напиток для бабушки, у которой болят ножки или для дедушки, у которого плохо видят глаза. Вы узнали, что это волшебное средство находится в далеком месте и чтобы туда добраться, надо сначала пройти полем (это может быть коврик), потом болотом, потом лесом. В конце пути положите бутылочку с водой, это и будет волшебным средством.

Запоминают ли наши ступни? Давайте проверим. Для этого пусть ребенок постоит на каком-либо материале, но пусть он не подсматривает, затем надо найти из трех-четырех материалов тот, какой вы давали первым.

Можно сделать постоянно действующую тактильную дорожку. Она просто необходима детям, у которых есть плоскостопие, часто болеющим детям, так как стимуляция стоп повышает иммунитет. Для этого надо сшить несколько разных тканей в виде дорожки. На отдельные участки можно нашить пуговицы, на другие пришить шнур, выложив его в виде узора или просто заполнив им пространство. Так же можно использовать мех, можно вшить мешочки с крупами, только надо использовать крупную крупу, например перловку. Но в этом случае нельзя будет ее стирать. Постелить такую дорожку можно от кровати ребенка до двери, чтобы он почаще наступал на нее. Объясните ребенку, что она необходима для того, чтобы он рос здоровым и сильным.

«Что пропало» .

Но только на ощупь. Положите в мешочек штук 5 предметов, игрушек, которые легко ребенок может определить на ощупь. Пусть он потрогает все, но не вытаскивает. Затем возьмите у него мешочек и что-нибудь выньте. Дайте опять его ребенку и пусть он потрогав все предметы скажет, что исчезло. Когда он скажет, покажите вынутый предмет (даже если ошибся). Предложите теперь вынуть предмет из мешка незаметно для вас и вы сами попробуйте отгадать, что пропало. Разложите перед ребенком разные ткани и предложите найти самую тонкую. Пусть это будет ткань для Дюймовочки, она ведь такая маленькая. А теперь найдем ткань для великана. Ему нужна прочная, грубая ткань. Ведь даже самая грубая наша ткань ему покажется тонким шелком. Теперь пусть ребенок найдет самую приятную ткань для себя, для мамы, папы, бабушки, дедушки, брата или сестры. Раздели кусочки тканей на две группы. Одна для зимы, другая для теплого времени – лета. Для зимы надо выбрать все толстое, мягкое, пушистое, а для лета тонкое, нежное, гладкое. Положите в мешочек одну игрушку, она не должна быть слишком маленькая, ведь понять, что спряталось в мешочке, надо ощупывая игрушку снаружи, через мешочек. Помогайте ребенку, подсказывая, вот ты нащупал ушки, а вот длинный хвостик (тут колесики, а это похоже на кузов…). После того, как ребенок отгадал, если он любит рисовать, предложите ему нарисовать эту игрушку. Рисуя, пусть он рассказывает, какая это игрушка, пушистая, гладкая, неровная, что у нее есть, приятная она на ощупь или не очень. После этого вытащите и сравните с рисунком. Подобная игра развивает не только тактильные ощущения, но и образное мышление, воображение, память и, конечно же, речь.

Положите в мешочек по очереди игрушки, предметы из разных материалов: мягкую игрушку, предмет металлический (не острый), пластмассовую, фарфоровую… Задача ребенка не только отгадать, что там лежит, но и сказать, из какого материала этот предмет.

Находим пару (подобную игрушку).

Для этой игры вам понадобятся или одинаковые предметы, игрушки или подобные, например: две машинки, два кубика, два колесика, две ложечки, две мышки… Положите по одной в мешочек, показывайте ребенку одну игрушку и пусть он найдет в мешочке точно такую же.

Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.

Тактильная дорожка

(для детей от 1 года). Ее устраивают прямо на полу. По кругу рассыпают гладкие камушки (гальку), солому, чистый песок, комочки бумаги, зернышки овса, кладут махровую ткань, куски меха, деревянные дощечки и пр. Детям предлагают пойти в ванную комнату, снять обувь, облить теплой водой ножки и вытереть их насухо. Каждый, кто это уже сделал, становится босиком на шершавую дорожку и медленно идет по ней, стараясь не сойти в сторону. Звучит тихая музыка. Можно расставить руки в стороны для равновесия. Ступни ног чувствуют шершавые и гладкие участки дорожки. Дети стараются двигаться красиво, грациозно. Незаметно для себя они тренируются координировать движения, концентрируют внимание, учатся владеть своим телом.

Разумеется, такую дорожку можно сделать и на улице, во дворе. Собственно, и делать-то ее специально не обязательно. Просто разрешать детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Поскольку центры тактильных ощущений в головном мозге расположены рядом с центрами речевого развития, то для развития речи тренировка ступней ног имеет ничуть не меньшее значение, чем тренировка пальцев рук. То есть, путешествуя по шершавой дорожке, ребенок незаметно развивает свою речь.Домашняя песочница (для детей от 2,5 лет).

Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают маленькие и большие предметы. Не менее полезно пересыпать руками песок, строить из него каналы, горки, дороги. Можно насыпать песок в специальную большую коробку на подставке. Конечно, в летнее время дети играют в песочнице во дворе.Мешочки с зерном (для детей от 6 месяцев).

Одно из любимых детских упражнений на развитие тактильных ощущений - раскладывание мешочков с зерном. Мешочки шьют небольшого размера, например, 5х10 см из льняного полотна (или используют резиновые шарики), до половины заполняют различным зерном и зашивают со всех сторон. Обычно делают 4-5 одинаковых пар мешочков: два мешочка с гречкой, два - с пшеницей, два - с рисом, два - с пшеном и т. д. Можно сшить 4 синих мешочка и 4 белых. Задача ребенка - на ощупь подобрать пару мешочков.

Шершавый коврик "Правая и левая рука" (для детей с 3 лет).

Он может висеть низко на стене около входа в группу так, что каждый ребенок может запросто приложить к нему свои ладошки. На гладкое матерчатое полотно коврика пришиты шерстяные детские перчатки с разноцветными пальчиками. Над одной из них прикреплена надпись: "ПРАВАЯ", а над другой - "ЛЕВАЯ". Редко какой малыш войдет утром в комнату, не дотронувшись до этих веселых перчаток. А взгляд невзначай скользнет по надписям. Так и не заметишь, как выучишь: где левая рука, а где - правая. Такие же перчатки с разноцветными пальчиками могут лежать и в группе. А рядом с ними - таблички с названиями пальцев: "Большой", "Указательный", "Средний", "Безымянный", "Мизинец". Обратная сторона табличек выкрашена в цвет, соответствующий цвету пальчика перчатки. Это позволяет ребенку самостоятельно проверить, правильно ли он разложил таблички. Если дети еще не умеют читать, слова-названия будут осваиваться ими на интуитивном уровне. Ребенок может надеть перчатку на руку и назвать пальчики, загибая их один за другим. «Лоскутки»(для детей с 3 лет).

Предлагаем ребенку потрогать каждый из этих кусочков ткани, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как "грубый", "тонкий", "мягкий". Затем подзываем ребенка и сажаем его за один из столиков, откуда его могут наблюдать сверстники; завязываем ему глаза и даем ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: "Это бархат"; "Это тонкое полотно"; "Это грубое сукно" и т. п. Это упражнение возбуждает всеобщий интерес, развивает чувства, пополняет и активизирует словарь ребенка.

Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи.