Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

"Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по лепке из глины"

Методическое сообщение

Автор: педагог высшей категории Мясникова Лариса Алексеевна

МБОУ ДОД «Полазненская ДШИ»

Пермский край, Добрянский район, пгт. Полазна

В последние годы в нашем обществе очевидна чёткая и устойчивая тенденция раннего развития детей. Ведь любые задатки, прежде чем вырасти в способности, должны пройти большой путь развития. И первые годы жизни ребёнка - самые ценные для его будущего, а точнее - они являются первыми толчками к развитию творческих способностей. Чем моложе ребёнок, тем легче запускаются в ход определённые связи нервных структур клеток мозга, а с возрастом всё труднее и труднее. Родители дошколят пос. Полазна всё чаще обращаются к услугам различных учебных центров, чтобы как можно раньше приобщить своего ребёнка к миру искусства, творчества, положить начало раннему развитию умственных и физических качеств малыша. В Полазненской детской школе искусств на отделении платных услуг уже много лет идут занятия по программе обще-эстетического развития дошкольников 3-х – 6-ти лет, в том числе занятия по лепке из глины. Хочется отметить, что интерес к занятиям по лепке из глины очень сильно вырос. Если в 2006- 2007 учебном году было 4 группы по 7 детей различного дошкольного возраста, то на начало 2013 – 2014 года желающие заниматься составили 8 групп по 12 человек. Вместе с тем остаётся сохранность контингента детей на протяжении этих лет, т.е. пришедшие на занятия лепкой дети в возрасте 3-х лет продолжили заниматься до достижения ими возраста 6-ти лет, в этом году из категории дошколят переходят в категорию первоклассников. Немаловажно, что дети, занимающиеся в группах дошкольников, пополняют затем ряды учащихся различных отделений нашей школы искусств – ОЭО, художественное отделение, музыкальное. Всё это говорит о том, что важность развития творческих способностей на раннем этапе жизни детей очень велика и приносит благодатные плоды, и Полазненская ДШИ играет в этом большую роль.

Программа занятий по лепке из глины предусматривает знакомство детей с художественным творчеством – лепка из глины, роспись обожжённых керамических изделий красками. Глина – экологически чистый, универсальный материал, который в процессе лепки приобретает задуманную форму, даёт воплощать самые интересные замыслы. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький глиняный мир, но как настоящий.

В процессе обучения предусматривается игровая форма занятий с использованием игровых ситуаций, образцов устного детского народного творчества (загадки, потешки, прибаутки и др.), игрушек, иллюстраций, детских книг и журналов и т.д. Хотя занятия носят главным образом практический характер, сообщение различных теоретических сведений, связанных с практической работой детей, также крайне необходимо. Теоретический материал на занятиях представлен сведениями о свойствах глины и других материалов, о специальных инструментах и приспособлениях для лепки, сведениями по истории народных традиционных ремёсел, о способах и приёмах украшения работ, организации рабочего места, технике безопасности.

При занятии лепкой возможность игры безгранична. Дети лет до четырёх не отличают вещи, слепленные своими руками, от игрушек. К тому же слепленные самостоятельно игрушки – самые мобильные, в процессе занятия лепкой малыши могут их видоизменять, как захочется, перелепливать заново, и даже ломать (не «попадёт» от мамы, что сломал дорогую игрушку, хотя некоторые мамы очень расстраиваются, что их чадо к концу занятия всю свою работу превратил в лепёшку).

На первых порах занятия лепкой для малышей – что - то вроде возни в песочнице: доставляет детям удовольствие, очень полезно для развития творчества, хотя не ведёт ни к каким материальным результатам и ценно только как продукт детского творчества. И ждать от ребёнка высокохудожественных поделок и призывать к усидчивости (как делают опять же некоторые мамы) совершенно ни к чему не приведёт, а только отобьёт желание к занятиям. Ведь для малыша – самое важное и главное творчество – в исследовании окружающего физического мира, например, отщипывать кусочки глины и складывать в башенку, расплющивать куски глины в лепёшки, выковыривать в них дырочки и засовывать мелкие кусочки, да и просто схватить большой кусок глины и побегать с ним по комнате.

Ребёнок на занятиях по лепке из глины не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, играет. Из одного комка глины можно создать бесконечное число образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия взрослого. Основным инструментом лепки являются руки, а не кисточка и ножницы, например, поэтому техника лепки наиболее доступна для освоения даже маленькими детьми. Пальцы ребёнка как бы «запоминают» схему создания образа и по рецепторам передают информацию в мозг, развивая мышление и речь. Совершенствуются координация движений, согласованность работы глаз и рук, развиваются способности, позволяющие осуществлять деятельность – умение планировать, намечать цель, формируется понимание последовательности действий. Уровень развития мелкой моторики, сенсорное развитие ребёнка, являются одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень сенсорного развития, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Итак, для развития тонкой ручной координации важно, чтобы малыш с раннего дошкольного возраста систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности, важным звеном которой является лепка.

При работе с глиной немаловажно то, что глина одноцветна, поэтому при лепке дети обращают внимание на качество работы, не отвлекаясь на цвет, как, например, при работе с пластилином. И, к тому же, она даёт ребёнку возможность продолжить творчество и расписать готовую работу красками. Эти качества глины дают больше возможностей вызвать у детей интерес к работе, а затем желание творить.

Занятие лепкой напрямую связано с рисованием. При росписи используются знания, полученные также на занятиях рисованием в детском дошкольном учреждении. Эта деятельность подводит дошкольников к пониманию того, что выполненную работу можно украсить, она станет интереснее и красивее. На занятиях лепкой ребёнок в непринуждённой обстановке может размышлять, мысленно создавать образы, передавая их затем в продуктивной деятельности. Как писал физиолог Павлов И.П. «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова способствуют развитию мозга». Развитие творческой активности детей на занятиях лепкой из глины благотворно влияет на развитие всех сторон речи, психики, моторики.

К концу старшего дошкольного возраста у детей расширяется кругозор, появляется устойчивый интерес к творческой работе. Мною отмечено, что более умелые и развитые дети стремятся помочь тем, у кого что – либо не получается, таким образом повышается самооценка детей, отмечается положительная эмоциональная динамика, дети доброжелательны, внимательны друг к другу.

На занятиях по лепке в старших дошкольных группах дети знакомятся также с различными образцами традиционной глиняной игрушки. В беседах о народной игрушке дети учатся отличать их по особенностям лепки и росписи, а также пробуют лепить лёгкие образцы дымковской, филимоновской традиций. Целенаправленное ознакомление дошкольников с народной культурой способствует формированию у детей общего представления о богатстве и красоте культуры русского народа, развитию творческого потенциала, творческого самовыражения ребёнка духовному развитию. Активное включение подрастающего поколения в сферу восстановления народной художественной культуры позволяет укрепить у детей национальный иммунитет, воспитать любовь к Родине.

Дети всегда ждут поддержки от взрослых и поощрения, для них очень важна оценка взрослого. Поэтому так необходимо хвалить вылепленные ребёнком работы и радоваться его творческим достижениям.

Литература.

1. Лыкова И.А. «Лепим с мамой» издательский дом «Карапуз» 2005г.

2. Рейли О. «Лепка» СПб. 1997г.

3. Спирина М.Ю. «Народная художественная культура. теория и практика в современном социуме» СПб 2005г.

4. Федотов Г. «Послушная глина» Мн. 1997г.

5. Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» Мн. «Просвещение» 1986г.

6. Шумовскова И.М. «Развитие творческой активности у детей с тяжёлыми нарушениями речи в процессе лепки из глины» Мн. 2008г.