Использование разнообразных методов и приёмов в развитии познавательной деятельности дошкольников

Использование разнообразных методов и приёмов в развитии познавательной деятельности дошкольников (ознакомление со свойствами воды)

Познавательная деятельность активно развивается на протяжении всего дошкольного детства и отличается разнообразием методов и приемов, варьирующихся в зависимости от возраста детей.

На примере ознакомления детей со свойствами воды раскроем разнообразные методы и приемы, которые можно использовать в различных видах детской деятельности (во время режимных моментов, организованной, совместно с педагогом, самостоятельной, в совместной деятельности с семьей).

Со свойствами воды дети знакомятся на протяжении всего дошкольного возраста: в бытовой деятельности, на прогулке, на специально организованных занятиях, в продуктивной деятельности.

Для ознакомления со свойствами воды были подобраныопыты. позволяющие детям разного возраста самостоятельно сделать выводы о том, что вода бывает прозрачной, не имеет вкуса и запаха и т.п. (приложение № 2) Оборудование для опытов с водой очень простое, доступное, практически имеющееся у всех «под рукой»:

- емкости для воды (желательно прозрачные: пластиковые контейнеры, обрезанные 5-литровые бутылки, одноразовые стаканчики и т.п.);

- пластмассовые одноразовые соломинки (во время опытов находятся у каждого ребенка на индивидуальной салфетке или в стаканчике);

- предметы различного веса (для демонстрации «тонут-не тонут»)

-пульверизатор;

-тряпочки;

-бумажные, пенопластовые кораблики;

-краски, кисточки, палочки;

- соль, сахар;

-воронки, лейки.

Многие свойства воды дети узнают во время мытья рук, ухода за растениями, наблюдениями на прогулке, во время рисования красками, трудовой деятельности. Задача взрослого: обратить внимание на изменения, происходящие с водой, на её состояние и попросить ребенка подумать и объяснить, что происходит.

Для активизации любознательности детей можно использоватьстихи, потешки, загадки о воде и воздухе. (приложение 3)

Для работы с детьми подготовительной группы было составленоперспективное планирование. позволяющее представить материал по теме систематично, во всех видах деятельности. (приложение №1). Основной принцип усвоения материала заключался в том, что знания, усвоенные на занятии, закреплялись во всех видах деятельности:

-чтение, рассматривание книг и иллюстраций на выставке в книжном уголке;

-на других занятиях, в различных видах деятельности;

-на прогулке;

Материал в планировании изложен по принципу «от простого к сложному», знания детей уточняются, обогащаются, все занятия проводятся с опорой на личный опыт ребенка.

При проведении занятий имеет большое значение подбориллюстративного материала. Удобно пользоваться иллюстрациями из серии «Наглядно- дидактические пособия», «Тематический словарь в картинках».

Разнообразные книги природоведческого содержания так же помогают ребенку получить представление о том, что не входит в его ближайшее окружение. Подбор литературы зависит от возраста и знаний детей.

Большое значение в закреплении и уточнении знаний детей имеетизобразительная деятельность. В процессе рисования дети знакомятся со свойствами воды, уточняют знания в новой ситуации:

-вода смачивает бумагу (смачивание губкой, кистью и пульверизатором происходит по-разному, в зависимости от используемого материала);

-вода не смачивает поверхности, покрытые восковыми мелками;

-вода окрашивается красками, растворенными в ней;

-акварельные краски по-разному окрашивают сухую и мокрую бумагу: на сухую бумагу ложатся достаточно плотно, однородно, а на бумаге, смоченной водой, растекаются;

-вода по-разному задерживается на поверхности кисти и губки;

-вода неодинаково впитывается в бумагу различной степени плотности (акварельная бумага, обычная бумага для рисования, салфетки);

На свойствах воды основаны различные техники рисования: «набрызгом», «по-мокрому», печатание, батик и др.

Освоение этих техник, основанных на знании различных свойств воды, делает детскую изобразительную деятельность разнообразной и выразительной.

Знания о состояниях воды в природе, использование её в жизни человека находят своё отражение в детских рисунках на темы :

-«Дождливый день», «Радуга», «Снег идет», «Снеговик», «Морозные узоры», «Деревья в инее», «Зима в лесу», «Ранняя весна» и т.п.

- «Кто в море живет», «Осьминоги», «Аквариум», «Корабли в море», «Рыбаки», «Как я отдыхал летом», « Купаем куклу», «Катаемся на коньках».

- По мотивам литературных произведений: «Золотая рыбка», «Дед Мазай и зайцы», «Заюшкина избушка», «Дворец Снежной королевы», «Морозко», «Подводное царство», «Сказка о царе Салтане…».

В аппликации, оригами («Лебеди на озере», «Рыбки в аквариуме», «Корабли в море», «Лодка с парусом») вода может изображаться различными способами: тонированием, обрыванием, печатанием, техникой «сухой кисти», акварелью «по-мокрому».

В лепке («Рыбки», «Морское дно») создают различные пластины с «водной тематикой». Фактуру воды можно передавать стекой, сочетанием различных цветов пластилина, нанесенного на рабочую поверхность, печатанием. В работах можно использовать природный материал: ракушки, камешки.

Выставки в книжном уголке на темы ознакомления с водой могут включать в себя не только книги, но и рисунки детей, иллюстрации о профессиях моряка, рыбака, повара, о водных видах спорта (плавание, подводное плавание, синхронное плавание, водный туризм, водное поло, парусный спорт, гребля и т.д.), семейные фотографии отдыха на воде и т.п. Вместе с детьми и родителями можно оформить фотоальбом на «водную» тематику, используя фотографии, вырезки из журналов, детские работы.

Важными аспектами темы являютсяразделы «Безопасность на воде», «Бережем воду» .

В работе по разделу «Безопасность на воде» можно использовать иллюстративный материал «Тематический словарь в картинках» из серии «Я и моя безопасность», «Дидактический материал в картинках» -«Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка» В этих пособиях четко сформулированы правила безопасного поведения на воде и обращения с водой в бытовых условиях. В закреплении этих знаний можно опираться на личный опыт ребенка, созданные проблемные ситуации, его деятельность в повседневной жизни.

Формирование бережного отношения к воде является неотъемлемой частью экологического воспитания. Данный материал широко и системно изложен в программе С.Н. Николаевой «Юный эколог». Там же даны иллюстрации на темы: «вода в природе», «вода на службе у человека», «круговорот воды в природе», «вода в различных биосистемах», «состояния воды» и др. Опираясь на эти иллюстрации, можно проверить знания детей, предлагая им объяснить содержание рисунков.

Детям и родителям можно предложить разработку и защиту проектов. например:

-«Водные обитатели наших рек и озер»;

-«Жители жарких морей»;

-«Как мы можем беречь воду»;

-«Какой бывает вода»; и др.

Взаимодействие с семьей делает эту работу для детей более значимой, интересной, разнообразной в средствах выражения.

Закрепление и отражение полученных знаний проходитв игровой деятельности. например:

- Подвижные игры. «Караси и щука», «Море волнуется», «Не намочи ноги».

- Сюжетно-ролевые игры. «Искупаем куклу», «Напоим куклу чаем», «Корабль», «Моряки», «Рыбаки», «Путешествие», «Пожарные» и др.

- Дидактические игры. лото «Зеленый друг» (водные растения), «Зоолото», «Поймай рыбку», «Чьи домики», и другие игры, в которых присутствует тема воды.

В этих играх уточняется, расширяется, активизируется словарь детей, особенно –глаголы и прилагательные, использование которых наиболее сложно для детей.

Аналогично можно построить работу и по другим темам по ознакомлению с неживой природой.

Список литературы:

1.«Программа воспитания и обучения в детском саду»,М. Мозаика-Синтез, 2008

2.С.Н. Николаева «Юный эколог»- программа, М. Мозаика-Синтез, 1999.

3.И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова «Прогулки в детском саду», М. Творческий центр,2009

4. Т.С.Комарова «Как научить ребенка рисовать»М, Столетие, 1998

4.О.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего возраста по теме «Вода»М, Скрипторий, 2003

5.Наглядно- дидактическое пособие «Мир в картинках» «Морские животные», М. Мозаика-Синтез, 2009

6.«Тематический словарь в картинках» -«Насекомые, животные, пресмыкающиеся, рыбы», М. «Школьная пресса», 2007

7.«Тематический словарь в картинках» -«Я и моя безопасность», М. «Школьная пресса», 2010

8.«Дидактический материал в картинках» -«Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка», М. «Школьная пресса», 2007

9.«Что ты знаешь о рыбах», Киев, Полиграфкнига, 1994