Северо-Казахстанский государственный университет имени М.Козыбаева

Молчанова С.М.

Северо-Казахстанская областная школа-интернат для глухих детей

Влияние   изобразительной деятельности

на развитие речи дошкольников с нарушением слуха

Невозможно   переоценить    значение     изобразительной   деятельности    в    развитии   неслышащих малышей. Дошкольный    возраст    является      благоприятным   для    развития   у ребенка многих качеств и способностей,   имеющих   ведущее   значение для человека на протяжении всей его дальнейшей жизни.   Но поскольку у детей в   возрасте   до   5 лет ещё практически не сформированы учебные навыки, наиболее   естественными    для   них   являются   игровая и изобразительная     деятельности.    Именно   через   эти   виды   деятельности   ребенок   познает   окружающий   мир и   учится   выражать   свои   мысли   и   эмоции.

Психологические исследования показывают, что отсутствие слуха приводит к отставанию глухих детей от своих слышащих сверстников в области зрительного и тактильно-двигательного восприятия, зрительных и двигательных представлений. Отставание в области развития восприятия, во многом обусловленное задержкой формирования словесной речи, в свою очередь тормозит речевое развитие глухих детей.   Слово, не получившее достаточной опоры в наглядных образах, ребёнком не запоминается.   Наряду с этим существует и обратное явление: слово, которое глухой ребёнок запомнил и может повторить, не вызывает у него представления о том предмете или явлении, которые это слово обозначает. Слово оказывается «пустым». Обучая изобразительной деятельности, мы учим детей воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства. В помощь зрительному восприятию привлекаются другие сохранные анализаторы – осязание, двигательная чувствительность. То, что ребёнок воспринял, сочетается со словом, которое даётся в доступной для ребёнка форме. На основе сочетания чувственного образа со словом формируются представления, которые затем могут быть вызваны, актуализированы по слову. К. Д. Ушинский очень образно охарактеризовал отношение слова к чувственному опыту, отметив, что слово тогда только полноценно, когда оно «прирастает», как кожа к мышцам, а не снимается с руки, как перчатка. Это «прирастание» и есть отражение в слове чувственного опыта. Таким образом, изобразительная деятельность становится средством формирования у глухих детей полноценной речи. Именно   на   основе   изобразительной   деятельности   и   конструирования у детей   легче   всего формировать   пространственные   представления,   цветовосприятие,   эстетическое   восприятие   и   т.д. а также решать следующие   задачи,   необходимые   для успешного   развития   ребёнка   и    овладения    его   речью:

· Развитие мелкой моторики и координации движений детей, плавности   и   согласованности   движений   обеих   рук.

· Расширение сенсорного опыта и знаний детей об окружающей действительности.

· Активизация   и   актуализация   словарного запаса   детей.

· Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности.

· Развитие   внимания, памяти   и мышления.

· Закрепление произношения    поставленных   звуков.

· Отработка    длительного   или   короткого   сильного   выдоха   (использование    нетрадиционных    техник).

Есть и еще одна проблема, справиться с которой помогают занятия изобразительной деятельностью.    У   неслышащих   детей отмечается   формализм,    механическое   восприятие   действительности.   Поэтому особое внимание я уделяю   творчеству   детей.     Для того чтобы малыш начал самостоятельно пользоваться речью, нужно научить его мыслить   самостоятельно,   отвлекаться от шаблона. В   отличие   от   слышащих   детей   лепку   и    рисование   по   готовому   образцу    мы   стараемся   не   включать   в   занятия.   Ребёнок   должен   научиться   не   тому,   чтобы   механически    копировать   чужую   картинку   или поделку (что гораздо проще),    а   отражать в своей работе    конкретный   реальный   предмет. Для облегчения этой задачи при планировании   занятий изобразительной деятельностью в   изображении    предметов с натуры   придерживаемся следующей схемы:     лепка – рисование – аппликация.   Тогда малыш сначала   изображает предмет   в   объемном   виде,   наиболее приближенном    к   настоящему,    и    только   затем   в   плоскостном.

На   первом   году   обучения   важно,   прежде всего,   научить   обследовать   натуру,   отмечая   её форму,   величину,   наличие   деталей.   Для решения этой задачи    используется   работа   по   подражанию,   когда     взрослый   демонстрирует    конкретные    действия   по обследованию   натуры,    приёмы   лепки   или   рисования,   на   глазах   детей   изображая   с   натуры   предмет    занятия.   Показав   результат   своей   работы,     соотнеся   его   с   натурой,   педагог   сразу   же    убирает   свою    поделку.   Таким     образом,    детям   предоставляется     возможность    самим   изображать   предмет   с   натуры.

На   втором   году   обучения     показываем   только   новые   приёмы лепки   или   рисования,   с   которыми   дети   ещё   не сталкивались   в        своей      работе,   на   третьем    –     лишь   в   случае   затруднения.

Также в    развитии нестандартного мышления и   творчества дошкольников очень важно использовать   нетрадиционные техники    изобразительной    деятельности.   Применение   нестандартных   приемов   изображения,   использование   необычных   орудий   позволяет   ребенку   максимально   раскрыть   его творческие   способности и   почувствовать   себя   художником.   Конечно,   в работе   с   маленькими   детьми с   нарушениями   слуха   не   так   просто   вводить   такие   технологии    из-за   ограниченных   возможностей   вербального   объяснения.    Но   если   начать   знакомить   детей   с   нестандартными   техниками   в   системе   с самого раннего   возраста,   то   это   расширит    возможности   самовыражения   малышей.   Поэтому   уже   на   первом   году    обучения   я   ввожу    в   занятия   элементы   нетрадиционного   рисования.   На   втором   году   обучения   нестандартные   техники   изображения   постепенно   вводятся   и   в   остальные   занятия по изодеятельности,   а на   третьем   году   беру они рассматриваются   как   самостоятельные   занятия.

В   своих   занятиях     используем   такие   виды   нетрадиционных   техник   изобразительной   деятельности.

· Пальцевая    живопись   –    рисование    пальцами    или    всей     кистью    руки. Кроме   изобразительной   стороны,   является   своеобразным   массажем   пальчиков   и ладошки,   что   благотворно   влияет   на   развитие   артикуляционного   аппарата.

· Рисование    ватными   палочками,   зубными   щетками,   поролоновыми   губками и   т.п.   позволяет   ребенку    получить   разную   форму   мазка.

· Монотипия – краска наносится на кусок оргстекла или целлофана, который затем прижимается к бумаге, оставляя оттиск.   Для   получения   задуманного   изображения   краску   можно   слегка   растереть   пальцами   сквозь   обратную   сторону   бумаги.

Другой   вариант – лист   бумаги   условно   делится пополам   и краска   наносится на одну   половину.   Затем   лист   складывается и   изображение   получается как бы   зеркальное. Использовать   можно   одну   или   несколько   красок.   Таким   способом   удобно   рисовать   симметричные   предметы – бабочек,   крону   деревьев   и т.д.

· Волшебный проявляющийся рисунок – контур наносится   белым восковым   мелком   или   свечой, и его не видно. Затем бумага покрывается краской или тушью и рисунок проступает.   Проявление   «волшебного»   рисунка   не    перестает   радовать   детей    на   многих   занятиях.

· Рисование на мокрой бумаге – получается слегка размытое изображение,    как    под   дождем   или   в   тумане.   Таким   же   способом   можно   рисовать   пушистую   шерсть   животных.

· Набрызг. Для   этого используются   щетки   разного   размера,   ими   можно   разбрызгивать   краску   или   рисовать.

· Выпуклый   рисунок   –   густой    краской   прямо   из   тюбика.

· Кляксография   – клякса наносится на бумагу, затем лист поднимают и наклоняют, создавая задуманное изображение.   Детали   дорисовываются кистью.

· Текучки – на лист   бумаги,   закрепленный на мольберте   с   наклоном,    налить    немного   жидкой    краски, позволяя ей   стечь вниз. Затем   наливается другая краска, потеки   смешиваются,   создавая   рисунок.

· Раздувание – капля жидкой   краски наносится на лист,   затем ребенок через соломинку для коктейля раздувает   её в разные стороны    для   получения   задуманного   рисунка.   Этот   вид   деятельности помогает    в   отработке    длительного   или   короткого   сильного   выдоха.

· Точечный рисунок – пуантилизм – рисунок из отдельных цветных точек, наносимых кистью, пальцами, палочками и т.п.

· Рисунок на мятой бумаге – бумагу предварительно скомкивают, затем аккуратно   расправляют   и   рисуют   по   ней   акварельными красками.

· Рисунок через копирку – можно рисовать пальцем, ногтями, палочками, ребром   монетки и т.п. или использовать   оттиски   каких-либо предметов   с   рельефной   поверхностью.

· Размытые краски – рисунок наносят густой краской на лист бумаги, а   когда краска высохнет, лист опускают на секунду в емкость с водой.   Важно   не   передержать     рисунок   в   воде,   иначе   он   слишком   размоется.

· Рисунок с помощью клея – контур рисунка наносится канцелярским клеем так, чтобы он был выпуклым. Когда клей высохнет, внутрь   контура   наносят жидкую краску.

· Рисование   детским   маслом.   Лучше   использовать   хорошую   цветную   бумагу. Если   поднять   рисунок   к   свету,   он   будет   прозрачным.

· Рисование   песком   или манной   крупой. Рисунок   наносится   на   бумагу   клеем,   затем,   пока   клей не   высох,   засыпается   песком или   манкой. По   желанию   его   можно   раскрасить   красками.

· Печать – используются предметы,   оставляющие   интересные   оттиски   (или   нужные   штампы   вырезаются из   резины).   Краску   наносят   на   предмет   и   прикладывают   его   к   бумаге.

· Граттаж – лист бумаги покрывают свечой, а сверху наносят густую краску.    Рисунок    процарапывают   стекой   по   просохшей краске.

· Рисование стекой на покрытой тонким слоем пластилина фанерке или    картонке.

· Коллаж   –   сочетание аппликации и рисования.

· Фотоколлажи – аппликация из   фотографий,   открыток,   иллюстраций   из    старых   журналов   и   т.п.

· Аппликации-мозаики    из   полосок,   кружков, квадратиков (или   других   одинаковых    исходных   форм)    из   цветной   бумаги

· Обрывная   аппликация – детали   аппликации   не   вырезаются,   а   аккуратно   обрываются   по   контуру.   Развивает   точность   движений   детей.

· Аппликация   из   ткани,   ниток,   бросового   материала,   яичной   скорлупы    и т.п.

· Объемная аппликация – бумага или ткань приклеиваются не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно также коробочки, смятую бумагу или фольгу, кусочки дерева или фанеры и т.п.

· Аппликация из кусочков бумаги, скатанных в шарики.

· Лепка   с   использованием   бросового   или   природного   материала. Лучше   всего   не   подсказывать   детям, как   использовать   тот   или   иной   материал,   а   дать   им возможность   самим    увидеть   в   материале   задуманный    образ.

· Лепка   из   теста – мука   смешивается   с   солью и   небольшим   количеством воды   (по   желанию в   тесто   добавляется   краска   или   раскрашивается   готовая   поделка).   Изделие    затем    можно    запечь   в   духовке и   сохранить.

· Барельеф.

· Конструирование   из   полосок   гофрированного   картона.

· Конструирование из бросового материала – пробки от бутылок, коробки,    стаканчики    из-под    сметаны    или    йогурта,     камешки, бумажная посуда, рулоны от бумажных полотенец, кусочки пенопласта и т.д.

Важнейшим   фактором, определяющим успешность и эффективность коррекционной работы   с   дошкольниками   с   нарушенным   слухом,   является её систематичность. Это   означает, что   она   должна   охватывать   весь учебно-воспитательный процесс, реализовываться в повседневной жизни и деятельности детей.    Изобразительное   творчество    малышей     используется не   только   на   специально   организованных   занятиях   по   рисованию,   лепке,   аппликации   и   конструированию,     но   и     его   элементы включаются   в    другие   занятия, а также в   свободную   деятельность   детей.

Таким образом, изобразительная деятельность даёт возможность контролировать понимание ребёнком отдельных слов   и словосочетаний, различных грамматических конструкций, помогает обнаруживать и преодолевать формализм в речевом развитии дошкольника с нарушенным   слухом,   а   также расширяет    возможности   самовыражения   детей   и   раскрывает   их творческие   способности.

Последовательное, продуманное проведение в жизнь подготовительных дидактических игр, наблюдений в природе; использование нетрадиционных техник и самых   разнообразных материалов   и орудий; обучение способам обследования, восприятия предметов; включение в восприятие всех сохранных анализаторов ребёнка; восстановление в представлении ребёнка формы, величины, пространственного расположения предметов сначала с помощью двигательного моделирования и слова, а затем по слову позволяют использовать изобразительную деятельность как средство не только сенсорного воспитания, но и формирования представлений. Занятия изобразительной деятельностью ведут к полноценному употреблению слова, становятся средством борьбы против вербализма, против «пустых» слов, за которыми не стоит образ.

Литература:

1. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. – М. «Просвещение», 1972. – 168 с.:ил.

2. Кол М.-Э. Дошкольное творчество.//Пер. с англ. Е.А. Бакушева. – Мн. ООО «Попурри», 2005. –   256 с.:ил.

3. Комарова Т.С. Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –   М. Педагогическое общество России, 2007. –   144 с.

4. Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой – М. ТЦ Сфера,    2008. – 128 с.