Раздел II. 2. Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста

Читайте также:

Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста как учебная дисциплина. Западная прогрессивная педагогика о необходимости использования математики в воспитании и развитии детей до школы. Требования к отбору содержания и средств обучения математике дошкольников в педагогических системах Я.А.Коменского и И.Г.Песталоцци. Содержание и методы обучения математике в системах сенсорного развития Ф. Фребеля и М. Монтессори.

Русская прогрессивная педагогика об обучении детей математике до школы. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой о содержании и методах обучения арифметике детей дошкольного возраста.

Влияние методов обучения арифметике в школе (монографический и вычислительный) на становление теории и методики математического развития дошкольников. Определение содержания, методов и приемов работы с детьми, дидактических игр в зависимости от педагогических взглядов и идей. (Е.И.Тихеева, Л.В.Глаголева, Ф.Н. Блехер). Исследование А.М. Леушиной проблем математического развития детей. Теоретическое и методическое обоснование содержания, средств и форм организации обучения математике детей дошкольного возраста.

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о количестве и числе. Обучение счетной и вычислительной деятельности с учетом особенностей восприятия, воспроизведения и сравнения количества предметов детьми младшего дошкольного возраста. Задачи формирования у детей представлений о количестве. Знакомство с отношением между «много» и «один», «много» и «мало». Соединение элементов в единое целое и дробление целого на элементы. Этапы счетной деятельности. Ознакомление детей со способами сравнения групп предметов, понимание отношений равенства и неравенства. Задачи обучения детей счету в разных возрастных группах.

Образование чисел на основе сравнения множеств и действий с величинами. Обучение количественному и порядковому счету. Правила счета. Пересчитывание, отсчитывание указанного количества. Независимость результатов счета от качественных признаков предметов и их расположения в пространстве. Обобщение совокупностей по признаку числа. Счет при участии различных анализаторов.

Содержание и методические приемы обучения счетной деятельности старших дошкольников. Развитие у детей представлений о натуральной последовательности чисел, понимания отношений между числами натуральной последовательности. Обучение устному счету в прямом и обратном порядке, знакомство с цифрами. Деление целого на 2 и 4 равные части, усвоение отношений «целое-часть». Формирование у старших дошкольников вычислительной деятельности. Приемы ознакомления с составом числа из единиц и двух меньших чисел. Значение этих знаний для подготовки детей к осмыслению арифметических действий. Обучение старших дошкольников решению арифметических задач.

Формирование у детей представлений о величине предметов и их измерении. Понятие о величине. Основные свойства величины. Особенности восприятия величины предметов в раннем и дошкольном возрасте. Чувственное познание – основа формирования представлений о протяженности. Роль слова в восприятии и сравнении величины предметов. Задачи ознакомления детей с величиной предметов.

Обучение детей способам обследования и сравнения предметов по длине, ширине, высоте. Развитие глазомера. Обучение детей способам уравнивания и изменения протяженности предметов. Развитие способности видеть в предмете 3 измерения независимо от его положения в пространстве. Формирование у детей представлений об измерении различных величин с помощью условной меры. (Объем жидких и сыпучих тел.).

Формирование у детей представлений о форме предметов. Геометрическая фигура как эталон восприятия формы предметов. Задачи ознакомления детей с формой предметов в разных возрастных группах. Обучение умению различать и называть геометрические фигуры. Группировка геометрических фигур по разным признакам. Сравнение геометрических фигур по количеству углов, сторон, измерение их, формирование обобщенных понятий. Характеристика методических приемов обучения. Ведущая роль игровых методов.

Особенности восприятия и освоения пространственных и временных отношений детьми в дошкольном возрасте. Понятие о пространстве и пространственных ориентировках. Генезис пространственных восприятий и представлений у детей, этапы освоения. Чувственная основа пространственных ориентировок. Роль слова в восприятии и ориентировке в пространстве. Задачи по формированию ориентировки в пространстве.

Различение детьми основных направлений от себя в статике и движении. Развитие умения ориентироваться в пространстве от себя и от объектов, определение положения предметов в отношении друг к другу. Освоение детьми ориентировки в ближайшем окружении. Определение расстояния на основе зрительного восприятия и измерения. Время и его особенности. Восприятие времени детьми дошкольного возраста. Задачи обучения детей ориентировке во времени. Использование моделей с целью овладения детьми умения воспринимать последовательность, длительность, смену суток, времен года. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.