Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №10

городского округа Чапаевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Березка»

Утверждаю.

Руководитель СП «Детский сад «Березка»

_______________Тучина А.А.

«_____»______________2014г.

Дополнительная образовательная программа по развитию речи «Речецветик» (для детей 5 – 6 лет)

Срок реализации. 1 год Воспитатель. Гаврилова Е.А.

Принята на педагогическом совете 29.08.2014г.

г.о. Чапаевск

Пояснительная записка

Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. В целом, по тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Особенности овладения детьми языком и речью в самых различных аспектах являлись предметом изучения многих исследователей (М.М. Конина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др.). В исследованиях ученых отмечается, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.

Актуальность – Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, мною были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ, с применением мнемотехники, включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи; заучивание стихотворений с помощью мнемотехники, пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, мнемодорожками, интеллект картами. С применением ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.

Новизна: Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников.

Теоретическая значимость заключается в разработке: - системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников; - разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.

Цель программы – развитие речи дошкольников. Освоение основ родного языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организация усвоения учебного материала подразумевает научение детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; накопление словарного запаса; подготовку к обучению грамоте, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге.

Социально-коммуникативное.

-Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Познавательное развитие:

-Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-Развитие воображения и творческой активности;

-Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Речевое развитие:

-Обогащение активного словаря;

-Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-Развитие речевого творчества; -Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие.

-Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;

-Становление эстетического отношения к окружающему миру ;

-Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие. -

Воспитание физических и личностных качеств.

-Формирование желания сохранять и укреплять свое здоровье.

-Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Методы используемые на занятиях . Беседа, рассказ, сказка, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, пальчиковая гимнастика, пиктограммы, мнемотаблицы, мнемодорожки, пластические этюды, дидактические игры, рисование, отгадывание загадок. слушание музыки, наблюдения.

Дополнительно образовательная программа « Речецветик » рассчитана на 1 год. Возраст детей 5-6 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия: 25 - 30 минут.

Материалы и оборудование, используемые на занятиях . Оборудование к дидактическим и подвижным играм, пиктограммы, мнемодорожки, мнемотаблицы, наборы картинок, цветные карандаши, коллажи, рабочая тетрадь по развитию речи ( Н.В.Нищева ).

Ожидаемые результаты . Свободно владеет основными речевыми и коммуникативными умениями, использует их адекватно ситуации, умеет пользоваться формами речевого этикета. Речь коммуникативно целесообразна. Самостоятельно составляет полный подробный рассказ. отражая содержание всей серии картинок или (схему). Используются средства эмоциональной. интонационной и языковой выразительности. Грамматических ошибок в речи нет. Речь чистая. Результативность, эффективность программы можно выявить путем диагностики проводимой 2 раза в год: до и после прохождения курса. Диагностику провожу по диагностической тетради « Путешествие по Стране Правильной Речи».(Авторы. О.Н.Сомкова, З.В.Бадакова, И. В. Яблоновская).Учебно-тематический план