Современные технологии обучения дошкольников

Страниц: 223

УДК: 372.3/.4

ISBN: 978-5-7057-3210-4

Подробное описание

Подробное описание

Введение

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.

С 1 сентября 2010 года в соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 655 от 23 ноября 2009 г. введены федеральные государственные требования (ФГТ ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эти требования имеют статус, аналогичный федеральному государственному образовательному стандарту, который был принят для начальной школы. Новый нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.

Идеология ФГТ направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается уделять особое внимание формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и(или) психическом развитии детей.

В тексте ФГТ. как видно, не употребляется слово «занятие». На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь назовем игру, игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы. Таким образом, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом «усвоения… в других (не учебных) видах деятельности».

В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. Они сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Федеральные государственные требования задают ориентиры развития системы дошкольного образования:

–- соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

– сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

– соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

– обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

– построение с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

– построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе;

– решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

– построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Очевидно, что работникам образования для освоения заявленных ориентиров и составления части программы, формируемой участниками образовательного процесса, необходимо организованное сопровождение.

Цель настоящего пособия состоит в том, чтобы способствовать формированию у воспитателей представлений о методологических требованиях и многообразии современных педагогических технологий обучения детей дошкольного возраста.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.

Представим концептуальное осмысление современных образовательных технологий.

Современные образовательные технологии означают способы реализации новой парадигмы образования. К ним можно отнести: технологию личностно ориентированного обучения и воспитания; технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания; технологию проблемного обучения и воспитания; технологию обучения и воспитания без насилия; технологию эффективной речевой деятельности; технологию диалогового обучения и воспитания; технологию рефлексивного обучения и воспитания. При этом под качеством образования понимается соответствие образования интересам человека, общества и государства. Качество образования проявляется через ценностное отношение к нему со стороны человека, общества и государства. Главные «вечные» ценности образования – приобщение человека к миру культуры, развитие личностных качеств, приобретение жизненно важных знаний и умений – реализуются в процессе воспитания и обучения. Важнейшим требованием к образовательному процессу является здоровьесбережение, без чего, собственно, невозможно говорить о социальной ценности образования.

Современным образовательным технологиям, также как и всем высоким технологиям, должны быть присущи следующие характеристики:

– Гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например качество образования.

– Эффективность: технологии должны быть результативными, то есть должны давать гарантированные результаты уже в течение 5 лет их применения.

– Наукоемкость: технологии должны иметь серьезное научное обоснование, отраженное в монографиях и докторских исследованиях, а также должны иметь научное сопровождение в процессе их применения, чтобы исключить возможность искажения.

– Универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например одна и та же технология должна быть применима для преподавания различных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития.

– Интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать друг друга.

Педагоги ДОУ при реализации современных образовательных технологий выполняют функции собеседника, исследователя, фасилитатора, эксперта.

1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки).

Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо; это проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами ребенка, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.

2. Исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:

– первый аспект – умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;

– второй аспект – использование педагогом в процессе обучения психодиагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;

– третий аспект – применение педагогом развивающих технологий личностного роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ребенка предшкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.

3. Фасилитатор.

Педагог - фасилитатор – это педагог, способствующий в усвоении и освоении нового ребенком. Педагог - фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном его принятии, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым создавая комфортные для развития ребенка условия.

4. Эксперт (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педагога значимо для детей, и потому дети готовы обращаться к нему за консультацией.

Содержание

Введение 3

Технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения детей дошкольного возраста 9

Игровые технологии в дошкольном периоде 30

Детское исследование как метод обучения 100