Скачать:

Предварительный просмотр:

«Развитие речевого творчества дошкольников»

Воспитатель: Бердина Роза Сагитовна

При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность исследуемой темы.

В результате проведенного мониторинга удалось выявить те пробелы в образовательном процессе, которые снижают уровень речевого развития дошкольников.

    НОД по развитию речи проходят по механической схеме: 1е занятие-предсказывание, 2-е занятие –рассказывание из личного опыта, 3- занятие-рассказывание по картине, 4-е – творческое рассказывание. При данной организации педагогического процесса достаточно сложно учитывать индивидуальный уровень речевого развития воспитанников , неготовность педагогов работать в образовательной области «Речевое развитие» со старшими дошкольниками в системе ФГОС, воспитатели не умеют отбирать содержание НОД по речевому творчеству, педагоги не используют средства и методы формирования монологовой формы речи.   А монолог требует от ребенка умения осознанно строить высказывания.
    отсутствие методической литературы в соответствие с ФГОС ДО, недостаток в технических средствах обучения.

Возникает противоречие между потенциальными возможностями речевого творчества в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами речевого сочинительства и пересказа.

Поэтому возникла потребность в развитии речи детей дошкольного возраста средствами речевого творчества.

Этот процесс должен происходить не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в  ходе режимных моментов, в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в рассказывании, сочинительстве, рифмовании). Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами речевого творчества на сегодняшний день имеет особую значимость.

В содержании образовательного процесса  следует изменить:

    Включение в систему организационно-педагогических мероприятий ДОО демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей младших групп и родителей; Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, потешек и т.д.; Организация проекта по теме «Юные сочинители» и «Как рождается книга»; Участие в конкурсах детского творчества: «Моя сказка», «Я рифмую», «Конкурс стихов»; Организация непосредственно-образовательной деятельности по темам: «Придумывает сказку», «Труд писателя и поэта», «День поэзии», «Может быть у сказки другой конец?»; Подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки; Оживлений иллюстраций, проигрывание сцен,   соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров,  ролевые, творческие литературные игры, театрализованные игры: «Придумай загадку», «Оживи картинку», «Как звучит сказка», «Приключения колобка» и т.д.

В средствах и методах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:

    Обогащение предметно-развивающей среды иллюстрациями и сюжетными картинками; Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок; Создание уголка ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок, театрализованных игр; Расширение теоретических методов обучения: работа с мультимедийным пособием «Сочинители сказок», составление творческих рассказов; Использование дидактические пособий: «Путешествие в сказку», «Отгадай загадку», «Как по-сказочному сказать?»; Создание сборника для детей, родителей и педагогов «Литературная копилка»; Составить кроссворды и ребусы по мотивам сказок и детских рассказов, Использование в работе интерактивной доски.

Работа с воспитанниками:

Речевое творчество, умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:

    Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист». Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря; Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом; Иллюстрирование, составление диафильма, комикса «Зайкина избушка», «Айболит и Бармолей», «Лиса со скалочкой»; Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей ; Игры: предлагать детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку, сказку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове, Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины, Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты».

Сотрудничество с родителями

    Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка».
    Консультации: «Помогите ребенку овладеть родным языком», «Игры в рифму».
    Совместное посещение театра и детской библиотеки.
    Участие в конкурсе «Моя сказка». Составление  сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.
    Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды.

Контроль:

Уровень развития речевых умений у детей можно отслеживать с помощью методики (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной.

Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста работу над словом, которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

Список используемой литературы и ресурсов

    Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леотьев. – М. МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. Миронова, Н. Использование текстов художественной литературы в

речевом развитии дошкольников / Н. Миронова // «Дошкольное воспитание»,  № 10, 2006 г.

    Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для   дошкольников / О.С. Ушакова. - М. ИПТ, 2001 г. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов.

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов.

Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и.