n1.docx

Л. А. Венгера  и В. В. Холмовской

Москва «Педагогика» 1978

ББК 88.8

Д44

Печатается по решению Редакционно-издательского

Предисловие

В настоящей книге излагаются ход и результаты исследований, посвященных разработке и проверке методов диагностики уровня умственного развития детей дошкольного возраста. Эти исследования выполнялись в течение 7 лет коллективом лаборатории психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, а также некоторыми сотрудниками других научных учреждений, работавшими в тесном контакте с сотрудниками лаборатории.

Психологическая диагностика в нашей стране находится в периоде первоначального становления, периоде выработки исходных принципов и способов их реализации. Мы рассчитываем, что наша книга явится известным вкладом в решение проблем, стоящих в этой области перед советской психологической наукой. В связи с этим основную задачу книги мы видим в том, чтобы показать пути наших поисков, обсудить вопросы, возникающие в ходе этих поисков, и значение полученных результатов. В силу такой направленности книги мы стремимся отразить в ней сам процесс разработки, экспериментальной проверки и совершенствования диагностических методик, приводим промежуточные варианты, предлагавшиеся в ходе работы и затем отброшенные или видоизмененные, а также данные, полученные при выполнении детьми разных вариантов диагностических заданий.

Книга не является практическим руководством по диагностике умственного развития детей. Однако, поскольку в приложения помещены конечные результаты наших исследований — описания и образцы диагностических материалов, а также инструкции по проведению обследований, она может быть использована и в целях практической диагностики.

Необходимо, однако, учитывать, что диагностическое обследование требует абсолютно точного воспроизведения диагностических материалов и полного соблюдения инструкции. Достаточно квалифицированное его проведение

может быть осуществлено только опытным педагогом под руководством специалиста-психолога. Повторное обследование одних и тех же детей может проводиться, если оно необходимо, не ранее, чем через месяц после предыдущего обследования.

Методики рассчитаны на работу ребенка с незнакомым ему взрослым в помещении воспитательного учреждения (детского сада, школы). Проверка и стандартизация методик проводилась в этих условиях, и любое их изменение может существенно исказить результаты. Поэтому обследовать ребенка родителям в семейных условиях не рекомендуется.

Нужно также учитывать, что методики стандартизированы на детях, посещающих московские детские сады. Поэтому оценка, полученная ребенком, воспитывающимся в других условиях, говорит лишь об отношении уровня его умственного развития к уровню развития его сверстников из детских садов Москвы и не имеет абсолютного значения. Результаты проводившихся нами обследований показали, что для детей, посещающих детские сады в других городах и в сельской местности, отклонения средних оценок от оценок, установленных для московских детей, сравнительно невелики, но они могут существенно увеличиваться для детей из семьи, не посещающих детский сад.

Оценки приурочены к возрастным группам детского сада (второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе), что в общих чертах соответствует четвертому, пятому, шестому и седьмому году жизни, причем одна шкала оценок имеет в виду осенние месяцы, когда ребенок только поступил в соответствующую группу, а другая (основная) — летние месяцы, когда он ее заканчивает. Каждая шкала должна применяться в соответствующий период, независимо от того, каков в этот момент календарный возраст ребенка. Так, например, если ребенок не ходит в детский сад, а весной ему исполнилось 6 лет, подходящей для его обследования летом является шкала для старшей, а не для подготовительной к школе группы, так как, посещая детский сад, он в этот период заканчивал бы старшую группу.

Ни в коем случае не следует пытаться применять наши задачи (или задачи подобного типа) в качестве учебного материала, надеясь повысить таким путем уровень

умственного развития ребенка: диагностические задачи рассчитаны на самостоятельное отыскивание ребенком путей их решения и только в этих условиях соответствуют умственным возможностям детей дошкольного возраста.

Диагностические методики направлены не на выявление умственных способностей ребенка, а на установление сдвигов в его умственном развитии, достигнутых под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. При этом результаты диагностического обследования дают лишь самую общую, предварительную картину уровня умственного развития, которая ни при каких обстоятельствах не может сама по себе послужить основанием для принятия тех или иных педагогических мер. Это лишь «термометр», позволяющий установить, соответствует ли развитие ребенка средней возрастной норме для детей, воспитывающихся в городских детских садах, или отклоняется от нее в ту или другую сторону. Однако точно так же, как повышенная температура не дает врачу возможности поставить диагноз, а лишь служит толчком для выявления причин и характера заболевания, несоответствие результатов диагностического обследования ребенка возрастной норме требует от педагога всестороннего изучения его индивидуальных особенностей, условий его жизни в семье и детском учреждении и лишь на этой основе определения путей подхода к ребенку и дальнейшей работы с ним. При этом следует иметь в виду, что симптомом серьезного неблагополучия в умственном развитии служит только очень значительное отклонение от возрастной нормы (оценка не выше 4 очков по стандартной шкале).

Организация широкого практического применения диагностических методик могла бы оказать существенную помощь в выявлении и учете индивидуальных особенностей детей в процессе их обучения и воспитания и тем самым в дальнейшем совершенствовании системы дошкольного воспитания в нашей стране. Одной из важных областей применения диагностических методик могли бы явиться проверка подготовленности детей седьмого года жизни к школьному обучению. Такая проверка дала бы возможность заблаговременно выявить детей, которые в области умственного развития не достигли «школьной зрелости», и проводить с ними специальную работу, направленную

на восполнение имеющихся пробелов. Однако все это требует создания в органах народного образования специальной психологической службы, способной обеспечить достаточно квалифицированное руководство работой по психологической диагностике.

В разработке, проверке и стандартизации методик кроме авторов данной книги принимали участие И. А. Домашенко, Е. Е. Кравцова, Г. И. Ольшанский, М. Л. Якубовская.

Авторы глав: I — Л. А. Венгер, II — Л. А. Венгер и В. В. Холмовская, III — Н. Б. Венгер, IV — О. М. Дьяченко, А. Ф. Говоркова и Т. В. Лаврентьева, V — В. В. Холмовская и Н. Б. Венгер, VI — Р. И. Говорова и Т. В. Лаврентьева, VII — Н. Б. Венгер, VIII — Л. И. Цеханская, IX — Л. А. Венгер.