Дидактические игры для дошкольников

Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом»

Савостина Е.Н. воспитатель МБДОУ №21 «Сказка» г. Старый Оскол Белгородская область

В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Какой должен быть наш выпускник? Прежде всего, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности. Поэтому, перед нами педагогами становится актуальным поиск таких форм и методов работы с детьми, которые помогут стать дошкольнику успешным, сначала в детском саду, затем в школе.

Главная задача воспитателя - разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Ведь еще в середине XVII века Я. А. Коменский утверждал про детей: «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».

Я считаю, что интерес к учебным ситуациям нужно формировать, опираясь на любознательность и умственную активность детей с помощью общения в игре. Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей.

Я применяю в своей работе дидактические игры с развивающим материалом палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша, и считаю, что они наиболее эффективны для сенсорного развития, формирования элементарных математических представлений и развития познавательной активности детей. Научить детей общаться в игре мне помогают правила социоигровой технологии, которые направлены на развитие коммуникативности у детей, доброжелательного отношения между ними, на активизацию самостоятельности и инициативности, творческих способностей.

Начинала свою работу с использования палочек Кюизенера как игрового материала, предлагала детям поиграть с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу игр знакомила с цветом, размером, формами. В дальнейшем с малышами выполняли простые упражнения: выбери все красные палочки; покажи красную, синюю, желтую. палочки; выбери самую длинную (короткую) палочку; найди палочку такой же длины; какой палочки не стало? Отбери палочки жёлтого цвета и построй из них забор, дом для куклы, используя цветные образцы из пособия В. Новиковой «Игры с палочками Кюизенера». Организуя работу в парах, дети строили коврики, лесенки (от самой длинной к самой короткой или наоборот). тем самым учились соблюдать логическую последовательность.

Очень познавательным для детей было знакомство со сказочной страной Стикией, которая вся состояла из палочек. Жители этой страны и даже правитель Мудрый Стик - все состояли из одних только палочек. Вот этот-то правитель, Стик, изобрёл однажды волшебные «кростики». Потом из них жители Стикии стали получать всевозможные фрукты и овощи, животных, посуду и другие нужные вещи. И всё это было из палочек! Дети с удовольствием учились делать из палочек, всё то, что умели делать жители сказочной страны, а многие даже придумывали свои варианты.

Использовала в своей работе интересные пособия, в которых авторы представили множество разнообразных игр с палочками Кюизенера: «Дом с колокольчиком», «На золото крыльце. », «Посудная лавка». Их содержание помогло сделать более увлекательными мои занятия с детьми. С помощью волшебных палочек мы научились «оживлять» героев любимых сказок, выкладывать картинки и сюжеты по схемам, обыгрывать их и составлять рассказы о своём герое. Большой интерес вызвало конструирование по каталогам образцов и на рабочих листах. С помощью этих заданий дети учились использованию системы координат, умению переносить на схему свои собственные замыслы, умению сотрудничать в команде. Эти игровые задания способствовали развитию детского творчества, фантазии и воображения.

С накоплением игрового опыта познакомила детей с загадочным миром чисел и других математических понятий. В каждой игре закрепляли с детьми цвет палочки и числовое обозначение: возьми самую короткую палочку. Белая палочка - это единица, число «один»; найди розовую палочку, какое число она обозначает? Покажи палочку «три», какого она цвета? Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Проводила упражнения на постройку различных лесенок, а помогло нам в этом стихотворение «Мы по лесенке шагаем». Дети замечали, что «шагая» вверх - числа увеличиваются, а спускаясь - уменьшаются. Так, мои дети начинали понимать порядок следования чисел в двух направлениях и способ получения числа путём увеличения или уменьшения на один.

Сказка «Улица разноцветных палочек» познакомила детей с принципом «цветных семеек» и научила выкладывать эту улицу. Я познакомила детей с правилом, что чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Для развития аналитических способностей использовала такие упражнения: «Выложи по контуру», «Расколдуй героя сказки». Игры «Выложи по образцу», «Сделай симметрично» развивают умение планировать свою деятельность, выбирая необходимые средства для работы.

Использовала палочки для составления числа из двух меньших. Так при проведении НОД по математике «Путешествие в царство Снежной Королевы» использовала задание, в котором дети должны были отремонтировать часть забора, которая растаяла на солнечной стороне, с помощью цветных льдинок (палочек Кюизенера). Каждая команда ремонтировала свою часть забора:1 команда - число 7; 2 команда - число 8; 3 команда - число 9.

В результате использования мной в работе с детьми различных дидактических игр с развивающим материалом «Палочки Кюизинера» у детей расширились математические представления о числе на основе счета и измерения, сенсорных эталонах (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов. Всё это способствовало развитию познавательной активности детей, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления.

Древнегреческий философ Аристотель утверждал: «Познание начинается с удивления», а развивающий материал «Удивляйка» - это начальная ступень к играм с логическими блоками Дьенеша, которые я активно использую в своей работе. С его помощью знакомлю детей с квадратом, кругом, треугольником. Малыши с радостью выполняют такие упражнения: «Бусы для куклы», «Разноцветные пирамиды», «Испечём пирожки», «Дай мишке такой же круг», «Ёлочка».

Основная цель использования логических блоков в своей работе это - научить ребенка решать логические задачи, классифицируя геометрические фигуры по свойствам (цвету, размеру, форме). На первом этапе использовала блоки Дьенеша, как обычный конструктор, который помогал знакомить с цветом, размером, формами, проводила такие упражнения: «Найди все фигуры такого же цвета»; «Найди все блоки треугольной формы»; «Дайте мышке все синие фигуры» (зайчику - желтые, мишке - красные). Игры «Сделай узор», «Повтори узор» помогают развивать у детей восприятие формы, наблюдательность, внимание, память. «Воздушные шары» - учить подбирать предметы одинакового цвета. «Найди свой домик», «Билет для куклы» - помогают развивать умение различать цвета, формы геометрических фигур.

На втором этапе знакомила детей со свойствами логических блоков, используя при этом следующие задания: «Найди такие же фигуры, как эта, по цвету» (по форме, по размеру, по толщине) ; «Выбери не такие фигуры, как эта, по форме» (по размеру, по толщине, по цвету) ; «Найди все синие фигуры» (треугольные, красные, квадратные и т. д.) ; «Назови, какая эта фигура по цвету» (по форме, по размеру, по толщине). Для усложнения использовала карточки с изображением символов свойств, где цвет, размер и толщина различных блоков изображены условными значками. Это такие игры как «Лабиринт», «Разложи пропущенные фигуры».

На третьем этапе использовала задания на кодирование геометрических фигур через отрицание. Например: построить дорогу к замку, условие для команд:1 команда - не синие не квадратные; 2 команда - не красные не круглые; 3 команда - не жёлтые не треугольные.

Применение блоков Дьенеша в моей работе с детьми способствовало развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез. Работа с данным дидактическим материалом способствовала развитию интеллектуальных способностей и логико-математического мышления у ребят, а также помогла сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным.

Важным условием моей работы является ознакомление родителей с развивающим дидактическим материалом и мотивация их к использованию данных пособий и игр для закрепления полученных знаний с ребенком дома. Для этого проводила консультации, размещала информацию на групповых стендах, сайте ДОУ, проводила мастер-класс, семинар-практикум с родителями и детьми.

Использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера и блоков Дьенеша разнообразило процесс развития познавательной активности детей моей группы и повысило их интерес к образовательной деятельности. Дети научились видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия, отстаивать своё мнение, становятся инициативны и самостоятельны в получении новых знаний.