Условия психического развития

Современная психология видит причины развития в процессе жизни человека, в конкретных и противоречивых социально-психологических условиях, самых разных аспектах ее взаимодействия с окружающей средой (бытие ям) Движущими силами процесса развития провозглашающей присущие ему внутренние противоречия Решение их является основой развития, который определяется взаимодействием различных предпосылок, обстоятельств, условий, факторов что свидетельствует о возможности опосредованного управления ниим.

Становление ребенка как личности осуществляется на основе ее активного взаимодействия с социальной средой, в котором она черпает необходимые для его социализации средства

(ценности, идеалы, нормы, знания, умения, привычки и т.п.) В процессе взаимодействия с окружением создается индивидуальная ситуация развития, которая обусловливает своеобразие каждой личности и в значительной мере определяется ае пути ее развитияу.

Существует диалектическая взаимосвязь внешних и внутренних условий психического развития Внешними условиями являются природа и общество, необходимые для существования индивида, его жизнедеятельности, учебы и труда, д для реализации возможностей развития Они всегда влияют на психическое развитие через внутренние условия, которые есть в самом индивиде От природы индивида, его потребностей и других субъективных условий зависит, что именно с внешнего, объективного окружения для него значимо, что влияет на него и становится фактором его активности и развитиятку.

Внешние и внутренние условия развития ребенка противоречивые Они не только взаимосвязаны, но и переходят одни в другие Так, внешнее, объективное, усваиваясь индивидом, становится внутренним Внешнее не прямо в тает внутренним, а претерпевает определенные изменения, преобразований Сложен и процесс объективации внутреннего (перехода внутреннего во внешнее), которое определяет новые отношения личности к внешнему миру происходит ется интериоризация практических, умственных, речевых действий и моделей поведения, формируется способность оперировать объектами в образах, мыслях, превращать их мысленно и одновременно внешне проявлять отношением ния к ним, екстериоризуваты йти їх.

Соотношение внутреннего и внешнего изменяется в процессе развития индивида, приобретает своих специфических особенностей на разных его этапах Так, внутренние условия постоянно обогащаются через дияльнис во ребенка Благодаря появлению новых целей, потребностей, интересов уможливлюеться ее новое, содержательное отношение к внешнему миру То, к чему ребенок был равнодушным, становится для него значимым и привлекательнымвим.

Важными условиями психического развития является наследственность и социальное окружение Учет этого способствует эффективному использованию природных задатков и предпосылок развития ребенка за неадекватность понимания соотношение биологического и социального безуспешными есть практические попытки решать сложные противоречия между ними, которые иногда возникают в жизни человека (например, половой патологии, алкоголизм в, наркоманииї).

По наблюдениям психологов, немало фактов свидетельствуют о большое значение для нормального психического развития человека общества и его структурных и функциональных компонентов Однако это не дает никаких них оснований для негативных выводов о роли в этом процессе естественной основы человека, в том числе наследственности, условий пренатального (до рождения), натального (рождение) и раннего постнатального (после рождения) развития, ее биологической (особенно мозговой) организацийї.

Анализируя данные возрастной физиологии, генетики, других наук, психологи пересмотрели некоторые представления о соотношении биологического и социального в развитии человека, прежде их убеждению о конфронт цию биологического и социального в человеке уступило место осознанию необходимости выяснения диалектики взаимодействия биологического и социального, социально-духовной обусловленности биологии человека Все больше сторонников находит утверждение, что для развития личности характерна неотделима единство природного, социального, психологического и духовного.

Итак, в развитии человека генетическое не противопоставляется социальному Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью Из зародыша вырастает человеческий организм с присущими ему воз стями развития Он формируется за счет веществ, усваиваемых из среды по заданной в его генотипе ПРОГРАММУмою.

Генотип - совокупность всех генов организма, унаследованных им от родителей

Генотип содержит свернутую информацию об историческом прошлом человека В нем закреплена телесная ее организация, универсальность руки, способность к прямой походки и усвоение языка Это так называемаяконсервативная наследственность Генотип также несет информацию о программе индивидуального развития, которая адаптируется к специфическим социальных условий жизни Подсчитано, что возможных вариантов человеческого генотипа в миллиарды раз больше от количества людей, уже жили и живут тепер.

Генотип определяет анатомо-физиологическую структуру, морфологические признаки организма, отличающие человека от животных, строение нервной системы, пол, стадии и темпы созревания, ряд индивидуальных (нейроби иологичних и функциональных) особенностей, в частности группу крови, особенности обмена веществ, динамические свойства нервных процессов, некоторые анатомические и физические аномалии, безусловно-рефлекторные структура ры Нервная система таит в себе наследственно обусловленные огромные потенции для возникновения новых потребностей, форм поведения, нервных процессов Они е естественной основой активности человека, ее способности развиваться я, обучаться и воспитыватьсяся.

Одной из природных предпосылок развития есть задатки человека Задатки - это еще не готовы психические свойства, а только природные потенции их возникновения и развития Они реализуются в жизни человека с помощью с созданных обществом средств При отсутствии необходимых условий задатки могут не развиватьсяися.

Генотип обуславливает признаки и свойства организма через хромосомный аппарат и гены В развертывании его программы существуют определенные препятствия, в частности такие внешние факторы, как радиация, экология, питание, п родовые травмы Поэтому все свойства организма обусловлены наследственностью Например, на основе одинакового типа нервной системы часто формируются различные характерологические черты людей и, наоборот, на основ и разных типов нервной системы развиваются похожи по характеру личности Это зависит от индивидуальной ситуации развитияитку.

Главным звеном, которая опосредует возможные влияния генотипа на становление психических особенностей человека, является центральная нервная система Генетические факторы, инициируя процессы созревания отдельных образований г головного мозга, обеспечивают внутренние условия для возникновения психических новообразований ЦНС выполняет и обратную функцию - опосредует влияние среды на реализацию генетической прог рамы развитияку.

Независимо от актуальной сенситивности (чувствительности) основой усвоения, например, движений, речи является активация определенной части генов Однако главная особенность таких сенситивных периодов - это обусловленные ость развития окружением Поэтому одна из важнейших их характеристик - специфичность опыта индивида Эти периоды являются своеобразными фильтрами, которые \"пропускают\" одни влияния окружения и блокируют другие Они могу во быть узкими, их пропускная способность иногда ограничена передачей одного стимула из окружения (например, вовремя дать ребенку в руки музыкальный инструмент, кисть и краскинзель і фарби).

Генотип инициирует стадии развития, приводит периодичность возникновения чувствительности к определенным внешним воздействиям Однако невозможно с уверенностью утверждать, насколько конкретный тип поведения зависит от генет политических факторов, а насколько от факторов окружения, поскольку индивидуальные различия определенной характеристики, в том числе и психологической, могут быть вызваны окружением, генотипом или одновременно ни мы обеими Эти различия могут быть значительными Так, по данным исследований, соотношение между максимальными и минимальными значениями времени реакции может отличаться вдвое, показатели памяти по тесту - почти втрое, а некоторые показатели темперамента - более чем ЗО раз Поэтому данные о среднем значении конкретной величины дают мало информации, поскольку индивидуальные различия всегда больше групповых впові.

В процессе психического развития ребенка соотношение влияния генотипа и среды меняется Например, изучение влияния генотипа и среды на формирование у близнецов такой психической характеристики, я как общий уровень реактивности, позволило исследователям сделать вывод, что у детей 4-х лет 46% вариативности этой характеристики связаны с влиянием генотипа, а 54% - с влиянием окружения; в млад и 7 лет влияние генотипа составил 67%, однако только 12% вариантов были такими, что и в 4 года, то есть 55% пришлось на долю влияний генотипа, которые в 4 года обнаружены не были По результатам исследований, др. дивидуальни различия разных интеллектуальных функций в среднем более чем наполовину определяются генотипом, с возрастом влияние генотипа на их вариативность возрастаетає.

На ранних этапах онтогенеза человека всего формируются загальновидови (универсальные) формы поведения, развитие которых обеспечивается преимущественно устойчивой частью гена Индивидуально-специфические особенности и поведения развиваются позже в процессе активного взаимодействия человека с окружением Оно может быть благоприятным для развития человека с одним генотипом и менее благоприятным для людей с другим генотипом Наприкл ад, у двухлетних детей их эмоциональные особенности определяют, будет ли интеллектуальное развитие связано с особенностями их окружения При низкой эмоциональности ребенка такие особенности, как мера включения ма Террирі в

общения и игры с ней, разнообразие или однотипность игрушек, вид используемых наказаний, не связанные с уровнем развития интеллекта у детей с высокой эмоциональностью такая связь е

Ребенок может получать от родителей не только генетически обусловленные предпосылки определенных способностей, но и подходящие для их интенсивного развития обстоятельства Свидетельством этого являются профессиональные, творческие династии, нап пример музыкантов, художников, ремесленников, спортсменов, ученых, политиковв.

Соотношение между генотипом и окружением может быть разное Если ребенок, унаследовав определенные гены, живет в соответствующих условиях для развития способностей и склонностей, то такое соответствие между генотипом и вот оченням является пассивной Это проявляется в тех случаях, когда взрослые обращают внимание на развитие ребенка и помогают ей в этом Бывают ситуации, при которых ребенок сам активно ищет условия для развития своих задатков (без ведома родителей записывается в музыкальную или спортивную школу) общем значительные индивидуальные различия в развитии интеллекта обусловлены соотношением генотипа, окружения и активности младенцевтини.

Существует гипотеза, согласно которой динамика процесса психического развития обусловлена. последовательностью развертывания генетической программы Это означает, что задатки влияют на динамику становления новых мозговых структур и механизмов, создают более или менее благоприятные внутренние условия для психического развития Генотип обусловливает возможности, пределы, но не определяет содержание психического развития, зависит от внешних условий т а активности младенцевни.

Окружение ребенка - это не столько предметы и явления природы, а прежде всего люди, их взаимоотношения, созданные ими вещи, орудия деятельности, речь, духовные ценности Но не все то, что окружает, является окружением (ситуа ациею) ее развития На ребенка влияют только те аспекты внешних условий, с которыми он вступает в активный связь, в которых она действует Со временем окружение ребенка не только расширяется территориально, но и обога ачуеться содержательно В процессе развития она становится избирательно восприимчивой к конкретным факторов окружения, осваивает новые виды и формы деятельностиості.

Социальное окружение по-разному влияет на развитие ребенка Это влияние зависит от уровня его культуры

взаимоотношений людей, образования родителей, их скорби за становление личности ребенка В связи с этим в одной семье часто вырастают разные дети, хотя наследственность близка

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter