Наглядное моделирование как эффективное средство развития связной речи дошкольников с ОНР

МБДОУ «Большеелховский д/с №1 комбинированного вида»

Выступление для логопедов

Тема: «Наглядное моделирование как эффективное средство

развития связной речи дошкольников с ОНР»

Выступила: учитель-логопед

МБДОУ «Большеелховский д/с №1

комбинированного вида»

Бояркина Елена Александровна

2013г.

“Чтобы обучить другого,

требуется больше ума,

чем чтобы научиться самому”.

М. Монтень

Основная цель педагогов, работающих с детьми с проблемами развития это социализация детей. У детей логопедической группы проблема развития речи. Поэтому за дошкольный период нам необходимо решать такие задачи:

1) наиболее полное преодоление системного речевого недоразвития,

2) подготовка детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. У детей, зачисленных в логопедическую группу особенно низкий уровень развития связной речи. Поэтому к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, относится формирование у них связной монологической речи.

К началу обучения в подготовительной группе дети с ОНР способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам, наблюдаемым действиям, т. е. к связным высказываниям. И все-таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием

Передо мной встала проблема найти более эффективные средства формирования речевых умений связного устного высказывания. Проанализировав методическую литературу по развитию связной речи детей с ОНР я оставила свой выбор на наглядности, на значимость которого неоднократно указывает известный психолог Л. С. Выготский.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т. В. Егорова1973г;А. Н. Леонтьев, 1981г.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л. М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Актуальность опыта определяется теоретическим и практическим значением проблемы, а также не разработанность вопросов формирования связной речи у детей с ОНР через моделирование плана высказывания в коррекционно-педагогическом процессе.

Цель: изучить эффективность использования метода наглядного моделирования в процессе формирования связной монологической речи дошкольников с ОНР.

Задачи:

1. Определить, какие виды замещения и наглядного моделирования доступны детям дошкольного возраста.

2. Определить этапы моделирования.

3. Определить систему работы по моделированию плана высказывания.

4. Изучить, как овладение внешними формами замещения и наглядного моделирования, влияет на формирование связной речи.

Моделирование плана высказывания я включила в работу над всеми видами связного высказывания: пересказ; составление рассказов по серии картин и сюжетной картине; описательный рассказ; творческий рассказ.

Каким образом я использую метод наглядного моделирования при пересказе, предлагаю рассмотреть на примере рассказа «Ёлочка». Каждое предложение я сопровождаю показом картинок. (Слайд) И детям не составляет труда пересказать этот рассказ. А при пересказе рассказа «Ёжик» я предлагаю детям символический план. (Слайд) .

На втором году обучения речевые возможности детей возрастают. Поэтому я сопровождаю не каждое предложение, а части рассказа картинно-графическим планом или символической схемой. Например, рассказ «Как заяц зимует».

Также для пересказа использую рассказы цепной структуры. Это значит, что мысли последующего предложения, вытекает из мысли предыдущего. Обратите внимание, насколько пересказ для детей становится доступным. Рассказ «Сластёна». (Слайд) .

В подготовительной группе я использую приём детского рисунка. Дети уже могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов. (Слайд) .

Теперь остановлюсь на составление рассказа по серии картин. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей. (Слайд) В картинно-графическом плане я акцентирую внимание дошкольников именно на это. Например, диалоги я обозначаю стрелкой с вопросом от того героя, который начинает диалог. Это помогает детям не “потерять” характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе и т. д. Слова – признаки, характеризующие персонажей, я обозначаю либо знаком вопроса, или, если необходимо передать настроение героя – использую пиктограммы.

При обучении рассказыванию по сюжетной картине с применением наглядного моделирования предлагаю рассмотреть на примере картины «Зимние забавы» (Слайд). Дети по картинкам-символам составляют отдельные предложения. В итоге получается связный рассказ.

Особенно трудно для детей с ОНР научить описательной речи. (Слайд) И я тоже применяю метод наглядного моделирования. При описании овощей, фруктов использую сенсорно-графическую схему В. К. Воробьёвой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. При описании одежды, посуды, животных, времен года используя схемы, которые представляют обобщенный план описания.

Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности. Это может быть придумывание конца рассказа или сказки, составление рассказа по аналогии, по предложенному сюжету, по заданной теме. Мы в своей работе применяем элементы творческого рассказывания.

Предлагаю вам рассмотреть па примере рассказа по заданной теме «Лес». (Слайд)

Опираясь на символы, я направляю мысли детей.

Сравнительный анализ результатов обследования связной речи (без применения и с применением наглядного моделирования) выпускников логопедической группы 2008 – 2010 г

90 % - 100 % детей научились составлять рассказы по серии картинок.

70 % - 90 % - справились с пересказом текста,

50 % - 90 % справились с составлением рассказов-описаний предметов.

70 % - 80 % - справились с составлением рассказов по сюжетной картине,

30 % - 60 % научились придумывать продолжение рассказа.

20 % - 50% - сочинили рассказы на заданную тему по опорным картинкам.

Результаты проведенного мониторинга показали, что наглядное моделирование доступно детям только в результате специально организованного обучения.

Качественный анализ детских высказываний показал, что опора на наглядную модель позволила актуализировать и активизировать лексический запас ребенка с ОНР. Рассказы детей стали более полными и связными, отражали причинно-следственные связи.

Проведенная работа показала, что процесс моделирования состоит из 3-х этапов:

- усвоение и анализ сенсорного материала;

- перевод его на знаково-символический язык;

- работа с моделью.

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

Используемая литература:

1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М. 2005.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М. 2004.

3. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. 1985.

5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М. 2007.

6. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

7. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – СПб. 1995 с. 35-62.

8. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

9. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. – М. 2007.

10. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

11. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.

12. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. 1991.

13. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – СПб. 1997.

14. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи – СПб. 1999.