План перспективного планирования познавательно-речевого развития для младшего дошкольного возраста

В связи с обновлением дошкольного образования стала очевидной необходимость корректировки как содержания действующей программы, так и методов реализации в работе с детьми. Не менее остро обозначилась и проблема планирования воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Значительное сокращение количества фронтальных занятий вызвало у воспитателей определенные трудности в их планировании, в частности, по развитию познавательных способностей и речи. Занятия рекомендуется проводить два в неделю, или восемь в месяц, вместо 12-16 как было раньше. Возникла масса вопросов.

Какими должны быть сегодня занятия по форме и по содержанию, чтобы реализовать программу таких разделов, как:

формирование целостной картины мира (ознакомление с окружающим миром),

коммуникация.

Как спланировать работу с детьми, чтобы, не увеличивая количества занятий, охватить как можно больше задач Программы?

Эти и другие вопросы каждый педагог-практик настоящее время решает по-своему.

Мы представляем один из вариантов примерного планирования образовательной деятельности во 2 младшей группе, по познавательно – речевому развитию детей.

Для этой группы дана подборка тематики образовательной деятельности в соответствии с действующей программой, выделены подробно программные задачи, указана методическая литература в помощь воспитателям по проведению конкретной образовательной деятельности. Темы для образовательной деятельности спланированы на весь учебный год, с поквартальной разбивкой. В целом весь материал можно рассматривать перспективным планированием совместной деятельности с детьми на развитие познавательных способностей и речи. Хотя мы проделали большую методическую работу, мы не претендуют на полноту и глубину раскрытия темы. Каждый воспитатель может использовать этот материал в соответствии со своими творческими способностями и с учетом возможностей детей своей группы.

Следует иметь в виду, что данное планирование совместной деятельности осуществлялось с учетом обновленных подходов к их проведению.

Во-первых, мы пошли по пути интеграции дидактических задач из разных разделов программы, четко определив задачи по двум направлениям:

  1. развитие познавательных способностей детей,
  2. развитие связной речи и на основе единого сюжета, занимательного для детей. Эти задачи решаются целостно, в единстве.

Во-вторых. Предусматривается, что речь в подобной деятельности выступает в двух ее аспектах:

  1. как средство познания окружающего мира,
  2. как самостоятельное речевое творчество детей.

В ходе познавательной деятельности ребенок не только овладевает лексикой родного языка, но и обучается доказательности суждений, самостоятельности выводов, проявляет речевое творчество в пересказах литературных текстов, в фантазировании различных сюжетов по игрушкам, по предметным и сюжетным картинкам.

Практически в течение месяца планом предусмотрена работа воспитателя по всем речевым задачам программы: формирование словаря, звуковой культуры и грамматического строя речи, развитие диалогической и монологической речи.

Хотелось бы обратить ваше внимание и на такой немаловажный аспект. Количественное сокращение фронтальных занятий делает еще более значимой работу воспитателя вне образовательной деятельности во всех ее формах. Эти два направления работы взаимно дополняют друг друга. Особенно это коснулось раздела “Ознакомление детей с художественной литературой”, с большей частью который воспитатель знакомит ребят вне образовательной деятельности. Мы представляем пока опыт перспективного планирования образовательной деятельности только в одной возрастной группе детского сада (младшей). Поскольку нами удалось реализовать свои замыслы не в полной мере, эта работа продолжена с учетом дальнейших творческих находок.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Примерное распределение тем программы на учебный год.

Сентябрь: Осень. Игрушки. Деревья.

Октябрь: Овощи. Фрукты. Комнатные растения.

Ноябрь: Одежда. Обувь. Транспорт и его части.

Декабрь: Домашние животные. Домашние птицы. Новый год.

Январь: Одежда. Дикие птицы. Дикие животные. Зима.

Февраль: Мебель. Труд няни. Зима.

Март: Домашние животные. Дикие животные. Одежда. Обувь. Предметы окружающей жизни.

Апрель: Весна. Предметы домашнего обихода. Дикие животные. Посуда.

Май: Литературная викторина. (Посев семян, наблюдения и труд в природе воспитатель планирует по своему усмотрению).

ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НА КОТОРУЮ ДЕЛАЕТСЯ ССЫЛКА В ПЛАНИРОВАНИИ

    1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва. “Просвещение”, 1987г.
    2. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду”.
    3. О.С. Ушакова. “Занятия по развитию речи в детском саду”. Москва. “Просвещение”, 1993г.
    4. В.В. Глебова. “Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада”. Москва. “Просвещение”. 1989г.
    5. С.А. Миронова. “Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях”. Москва. “Просвещение”, 1991г.
    6. П.Г. Саморукова. “Методика ознакомления детей с природой в детском саду”. Москва. “Просвещение”, 1992г.
    7. А.К. Бондаренко. “Дидактические игры в детском саду”. Москва. “Просвещение”, 1991г.
    8. В.А. Дрязгунова. ““Дидактические игры в детском саду”. Москва. “Просвещение”, 1981г.
    9. О.М. Дьяченко. “Чего на свете не бывает”. Москва. “Просвещение”, 1992г.
    10. А.А. Катаева. “Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых детей”. Москва. “Просвещение”, 1991г.
    11. Л.В. Артемова. “Окружающий мир в дидактических играх дошкольников”. Москва. “Просвещение”,1992г.
    12. Ю.Г. Илларионова. “Учите детей отгадывать загадки”. Москва. “Просвещение”,1985г.
    13. В.И. Золотова. “Знакомим дошкольников с миром животных”. Москва. “Просвещение”,1987г.
    14. Л.П. Федоренко. “Методика развития речи детей дошкольного возраста”. Москва. “Просвещение”,1984г.
    15. Журнал “Дошкольное воспитание” №6, 1986г. №10, 1989г. №8, 9, 1990г.