Datalife Engine Demo

Программа: "Информационные технологии, как средство развития познавательных процессов у дошкольников". Детский сад 50. Конспект занятия

автор:Купцова Л.В. | 16-10-2011, 15:05 | Просмотров: 19

Пояснительная записка

Наряду с традиционными школьными учебниками в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение – новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.

С расширением рынка игрового программного обеспечения компьютерные игры все больше места занимают в жизни ребенка. В настоящее время рынок переполнен играми, насаждающими агрессию и насилие. Психологическая зависимость от компьютерных игр отрицательно влияет на психическое и соматическое состояние ребенка. Чтобы оградить ребенка от негативного влияния компьютерных игр родителям и педагогам необходимо тщательно следить за выбором игровых программ.

В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развивается психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего урока на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: – концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти. - повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.

Предложенная программа по типу является экспериментальной. По признаку - общеразвивающая. по целям и задачам, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная.

Цель: Развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников.

Задачи:
  • развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;
  • формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);
  • развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;
  • формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);
  • формирование новой социальной позиции: общение и совместная деятельность с педагогом и сверстниками;
  • приобретение практических навыков при работе с ПК.

Режим занятий:

Возраст детей: 5-7 лет

Режим занятий: 1 раз в неделю 30 минут.

Общее количество часов на группу: 36 часов

Форма занятий. индивидуальная, групповая.

Используемые методы. практические занятия, беседы, работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т.д.). Активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, урок-соревнование.

Описание психофизиологических и возрастных особенностей детей.

Проблема психологической готовности ребенка к школе в настоящее время очень актуальна среди психологов, физиологов, педагогов. Результаты исследований многих специалистов (Аникеева Н.П. Гуткина Н.И. Божович Л.И. и др.) показывают, что среди детей семилетнего возраста сейчас не менее трети психологически не готовы к школьному обучению

Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а так же способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника », представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении на новом уровне.