Эмпатия у детей дошкольного возраста

Умение сочувствовать свойственно каждому человеку, и даже совсем еще юные члены общества способны сопереживать окружающим. Вопрос в том, насколько велика степень этого чувства, и как именно оно проявляется. Вот почему развитие эмпатии у детей дошкольного возраста — один из ключевых моментов психологического воспитания, требующий внимательного отношения со стороны взрослых.

Почему важно развивать у дошкольников эмпатию?

Представим самую банальную ситуацию: на детской площадке во время игры один из малышей сломал свою любимую лопаточку. Кто-то из его товарищей поспешит утешить расстроенного друга, кто-то продолжит заниматься своими делами, а кто-то и вовсе посмеется и даже позлорадствует. Эти три модели поведения наглядно показывают уровень развития эмпатии у детей. Посочувствовать попавшему в неприятную ситуацию ребенку могут далеко не все малыши, и это тревожный знак для родителей, т.к. умение сопереживать — важный социальный навык.

Понимание проблем окружающих необходимо закладывать в ребенка уже лет с трех, потому что именно в этот период происходит первичное становление социальных норм. Если малыш в старшем дошкольном возрасте сухо или даже агрессивно реагирует на неудачи и расстройства товарищей и близких, то велика вероятность, что и в будущем он не будет проявлять должного внимания проблемам других людей.

Вместе с эмпатией у детей воспитывается забота об окружающих, бережное отношение к природе, появляется адекватное эмоциональное восприятие происходящего. А все это крайне необходимо в процессе становления дошкольников как полноценных членов общества.

Воспитываем эмоциональную отзывчивость

Понятно, что развитие эмпатии у дошкольников — это сложный и комплексный процесс, который длится годами. Не существует какого-то эффективного курса по повышению эмоциональной отзывчивости, по завершению которого вы получите удивительно доброго и сопереживающего малыша. Основную работу по воспитанию должны проводить родители и самые близкие родственники, которым ребенок доверяет, и к которым он всегда прислушивается.

Чтобы сформировать у дошкольника эмоциональную отзывчивость, необходимо следовать простым правилам:

  • Создайте благоприятную эмоциональную обстановку в семье. Это ключевой момент в формировании адекватного эмоционального восприятия событий ребенком. Если в семье принято сочувствовать, поддерживать друг друга, то малыш сможет перенять такую модель поведения.
  • Будьте хорошим примером. Проявляйте себя как достойный член общества — помогайте людям, попавшим в неприятные ситуации, уделяйте внимание окружающим при необходимости. Чтобы изменить мир, действительно, иногда лучше начать с себя.
  • Благодарите ребенка, когда он вас поддерживает. Хвалите его, когда он сочувствует окружающим. Даже если малыш переживает за птичку на улице — это уже проявление сочувствия, которое достойно уважения.
  • Не ругайте ребенка, если он нарушает нормы поведения. Лучше доступно объясните ему, почему так делать нельзя. Наказания и слишком жесткая критика могут накалить ситуацию и вызвать у малыша протест.
  • Будьте более эмоциональны и открыты с ребенком. Рассказывайте о своих переживаниях, но не жалуйтесь. Так малыш поймет, что вы доверяете ему, будет и сам делиться с вами своими эмоциями. Важно правильно реагировать на проблемы ребенка — поддерживайте его словом, обнимайте. Это послужит отличным примером для малыша.

Чтобы научить ребенка сочувствию, необходимо окружить его заботой. Эмоциональный интеллект, прежде всего, формируется под воздействием атмосферы, в которой малыш растет. Естественно, чрезмерная опека не будет эффективной — ребенок в условиях «активной» заботы, как правило, вырастает менее восприимчивым к проблемам окружающих. Поэтому следует соблюдать баланс, который позволит воспитать малыша с чувством эмпатии.

Упражнения и занятия на развитие эмпатии

Если вы замечаете, что ваш малыш не отличается умением сопереживать, нужно обязательно заниматься корректировкой эмоционального восприятия. Помимо вышеперечисленных мер, детские психологи предлагают практиковать некоторые эффективные упражнения и занятия:

  • Разыгрывание ситуаций. Это самый простой и доступный способ оценить уже существующие социальные навыки малыша, а также «подтянуть» их при необходимости. Используйте легкие и реальные ситуации: кто-то очень расстроен и плачет, кто-то устал и хочет отдохнуть, кто-то потерял любимую игрушки и т. д. В процессе вы сможете подсказывать ребенку, объясняя, как лучше поступить в сложившейся ситуации.
  • Картинки/фотографии с эмоциями. С помощью этого упражнения можно научить детей младшего дошкольного возраста разбираться в эмоциях. Иногда малыши просто не понимают, что находящийся рядом человек нуждается в поддержке, и такие картинки помогут ему легче определять эмоциональное состояние окружающих.
  • Чтение книг, просмотр фильмов. Использование наглядного материала необходимо для лучшего восприятия ребенком тех правил поведения, которые вы хотите объяснить. Чаще смотрите с малышом фильмы и мультфильмы, где главные герои помогают попавшим в неприятные ситуации людям. Обязательно хвалите героев — ребенок поймет, что умение сочувствовать и помогать высоко ценится во взрослом мире.

Развитие эмпатии у ребенка 3−6 лет — гарантия того, что к моменту достижения младшего школьного возраста он уже сможет адекватно реагировать на проблемы окружающих. Воспитывая в малыше умение сопереживать, вы, тем самым, помогаете ему стать достойным членом общества, в котором так не хватает искренних и отзывчивых людей.

Как вы оцениваете степень эмпатии у вашего ребенка? Умеет ли он сопереживать и поддерживать? Как вы научили малыша чутко относиться к окружающим? Делитесь своими размышлениями и опытом в комментариях.