Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Библиографическое описание: Чернышева В. Л. Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру [Текст] / В. Л. Чернышева // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М. Буки-Веди, 2014. — С. 75-78.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский.

Общеизвестно, что детство — это уникальный, особенный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Социальный же опыт, полноценное социальное развитие дошкольнику необходимы, прежде всего, для того, чтобы успешно перейти от дошкольного периода к школьному.

Психологи говорят о том, что к поступлению в первый класс бывшему дошкольнику необходимо прежде всего умение строить отношения со сверстниками, при необходимости подчиняться требованиям взрослых, самое главное — научиться учиться, а не получать конкретные знания и умения. Именно это является залогом будущего успеха в учебной деятельности.

Что же значит социальное развитие? Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура.

Я обратилась к проблеме социального развития детей после того, как мы провели мониторинг для определения уровня социального развития дошкольника который, позволил выявить те сферы социализации, в которых у детей наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулось их социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду. Методом педагогической оценки являлось наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях его жизни в детском саду.

На основе анализа был сделан вывод, что дети в социальном плане не достаточно готовы к обучению в школе. Дети не всегда могут назвать полностью свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессию, не могут осуществить верный нравственный выбор в решении проблемной ситуации. Социальная запущенность детей проявляется не только через диагностирование. Мы воспитатели наблюдаем, а так же и родители отмечают повышенную агрессивность, жесткость детей в кругу сверстников. Психологи называют такое состояние детей повышенной тревожностью, ведущей к заболеваниям нервно — психического характера.

Таким образом, одна из основных составляющих социального развития ребенка, а именно развития общения, установления отношений, формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками требует более пристального внимания со стороны педагогов и родителей.

Чем же можно объяснить социальную некомпетентность дошкольников? Можно назвать много причин. Но все они сводятся к одному знаменателю — взрослые (родители и педагоги) не обеспечивают детей полноценным, познавательным общением. Большинство родителей считают, если ребенок посещает детский сад, то там его всему научат, все что можно «разовьют». Но в детском саду жизнь детей настолько заорганизована, что остаются небольшие отрезки времени для свободного, содержательного общения с воспитателями, для творческих игр детей. Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше — читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника — игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного «игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Особенность социального развития детей заключается в усвоении социального опыта через взаимодействие ребенок — взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения (а тем более занятия). Как уже отмечалось выше основной вид деятельности дошкольников — игра. В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетно — ролевой игры. В ней через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми. Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками во время игры, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели.

А. В. Запорожец отмечал: «Детская игра — это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируется общественные качества и моральное сознание детской личности».

Поэтому, качественное развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте является непременным условием полноценного социального развития личности дошкольника. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача — создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

В педагогическом процессе воспитатели большое внимание уделяют организации учебной деятельности, а сюжетно-ролевой игре (как самостоятельному виду творческой деятельности) отводится не значительное временное пространство в режиме дня (по остаточному принципу). Игра заполняет паузы между режимными моментами.

Учитывая важность данной проблемы, мы в своей группе работу по развитию игровой деятельности осуществляем в двух направлениях:

1. Создание необходимой предметно –развивающей среды для сюжетно- ролевых игр

2. Непосредственное руководство играми детей.

Большую помощь в создании игровой среды нам оказали родители. Только в сотрудничестве с родителями можно добиться высоких результатов

Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Нашей задачей было направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. Мы выявили, что у большинства детей недостаточно знаний об окружающем мире и социальной действительности.

Поэтому мы используем следующие методы по обогащению детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.

1. наблюдения; экскурсии; встречи с людьми разных профессий;

2. беседа-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его;

3. рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране;

4. составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни;

5. индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; этические беседы

6. эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседы;

7. инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра

Так же используем методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности.

1. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: выполнение ведущей или второстепенной роли.

2. учет индивидуальных особенностей детей.

3. Кроме того, широко использовали оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем напоминаний, советов, предложений, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.

4. В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры использовались также — поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий

5. Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому, хорошо изучив характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогая детям лучше узнать друг друга, обращали их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка.

Большую помощь в работе оказывают методы связанные с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек для игр.

1. обучение детей конструированию из строительного материала;

2. обучение детей умению делать игрушки из бумаги, бросового материала;

3. рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; совместное выполнение воспитателем и детьми построек, поделок;

4. использование фотографий детских построек, схем, таблиц;

5. использование тематических заданий типа «Построим наш детский сад», «Построим кафе» и д.р

6. подбор материала для обыгрывания построек.

Также хочу отметить то, что современные дети отдают предпочтение сюжетным играм, отображающим современную жизнь. Поэтому в перспективный план сюжетно-ролевых игр мы включили игры: «Макдональдс», «Кинотеатр 3D», «Компьютерный салон», «Супермаркет» и т. д.

В подготовке к играм и изготовлению атрибутов нам помогают родители наших воспитанников.

Планомерная работа в данном направлении дает свои результаты, сюжеты игр стали более разнообразными, дети стали более инициативными, игры насыщеннее по содержанию, дети стали приглашать воспитателя в качестве равноправного партнера.

Опыт игрового взаимодействия детей обогащается в условиях специально созданной игровой среды.

Дети стали используют знания, полученные при восприятии окружающего мира. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре. В результате совместного придумывания развиваются и возможности речевого развития ребенка — умение учитывать в общении другого человека, связно, понятно для другого рассказывать о каком-либо событии, происшествии и т. д. Игры оказали положительное влияние на развитие памяти, воображения, мышления, речи детей.

В заключении предлагаю вашему вниманию план-конспект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе» для детей старшей группы, в которую очень любят играть наши дети.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе» для детей старшей группы

Цель. Закреплять знания детей о труде повара, официанта. Закреплять умение правильно сервировать стол, правила этикета. Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающей жизни. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Обучать реализации игрового замысла. Развивать коммуникативные и творческие способности у детей, интерес к сюжетно- ролевой игре. Учить правильно, строить диалоги, взаимодействовать со сверстниками и чередовать разные виды деятельности.

Задачи: помогать детям, налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Игровое оборудование:

Колпак и фартук повара, форма официанта, посуда, подносы, столы, стульчики, меню, муляжи продуктов питания, фруктов, овощей.

Роли: Повар — готовит блюда по заказу клиентов

Официант — приносит меню посетителям кафе, принимает заказ от посетителей кафе, передает заказ повару, приносит готовые блюда клиентам.

Посетители кафе (семья мама, папа, дочка; друзья) — изучают меню, делают заказ, пробуют блюда.

Аниматор — проводит с детьми игры, конкурсы.

Администратор встречает посетителей и рассаживает за столики.

Предварительная работа: Посещение детских кафе с родителями в выходные, беседы о работе поваров, официантов, о правилах этикета, сервировке стола. Рассматривание иллюстраций.

Ход игры:

Организационный момент:

Ребята, какие детские кафе вы посещали с родителями?

«Джунгли», «Лакомка», «Макдональдс» …….

Для чего люди посещают кафе?

Питаются, проводят праздники, встречи с друзьями, отдыхают с семьей……

Я предлагаю вам сегодня отправиться в детское кафе «Красная шапочка». Вы хотите посетить это кафе?

Да.

Но сначала нам нужно построить кафе и распределить роли

Что нужно для кафе?

Столики, стулья, посуда, скатерти, салфетки, меню, подносы, плита, форма повара и официантов…..

Вот наше кафе «Красная шапочка» готово

Выбираем поваров, официантов, аниматора, администратора, остальные дети выполняют роли посетителей кафе.

Медок-Сахарок.

Вышел Иванушка- Сам Королек.

А сейчас проведем викторину загадок. Загадывает детям загадки. Всем участникам вручает призы.

Официант приносит готовые блюда, напитки. Подает блюда.

Официант: Приятного аппетита

Гости кафе пробуют блюда, беседуют, поздравляют именинника…….

Уходя из кафе, посетители благодарят официанта, повара.

Администратор провожает гостей: Приходите к нам еще

Подведение итогов игры:

Воспитатель: Вам понравилась игра? Как вы считаете, все справились со своими ролями? Все соблюдали правила? А как может продолжится наша игра? Какие роли мы можем еще добавить в нашу игру?

Игра может усложняться с помощью соединения с другими сюжетно-ролевыми играми (семья, автобус и т.д)

Литература:

1. «Игра в дошкольном возрасте» Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева Издательский дом «Воспитание дошкольника»- 2002 год

2. «Растем, играя» В. А. Недоспасова. Издательство «Просвещение»

3. «Развитие игровой деятельности дошкольников» А. В. Калинченко, Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко АЙРИС ПРЕСС Москва 2004 г

4. «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «НОУ Учебный центр им. Л. А. Венгера «Развитие» Москва 2001 г