Как избежать проблем в развитии речи дошкольников?

К 5-7 годам ваш ребенок уже должен иметь правильную и относительно богатую речь. Развитие речи дошкольников имеет высочайшее значение, потому что именно в этом возрасте она и формируется. Однако на деле не всегда все так хорошо.

Мечты и реальность

Считается, что дошкольники должны разговаривать связно, употреблять в речи эпитеты, сравнения, синонимы, быть способны без проблем описать любой предмет или свое пожелание и проблему. Однако все чаще родители сталкиваются с тем, что речь дитяти бедна и ситуативная, малыш не способен построить небольшой монолог и даже внятно описать собственную проблему.

Почему это происходит? Первая и главная причина – детям не уделяют достаточно внимания. Родители вечно заняты на работе, в Интернете, с друзьями либо просто хотят помолчать и отдохнуть, поэтому ребенку просто не хватает практики общения. Ему сложно вести диалог, он с трудом описывает окружающую реальность.

В детском саду воспитатель не всегда в состоянии уделить достаточное количество внимания всем детям, поэтому общение ребенка в группе обычно сводится к беседам с такими же детьми, как и он сам. То есть речь ничем не обогащается.

Занятые родители, а иногда бабушки с дедушками, и даже няни (случается) любят оставлять малыша наедине с телевизором или планшетом. Это, конечно, гениальные изобретения с точки зрения организации досуга: ребенок «залипает» с ними моментально, но с позиции развития малыша, и особенно речевого, привычка такого рода очень и очень отрицательна. Ребенок (опять же) не получает необходимой практики ведения диалога, у него будет маленький словарный запас и бедная речь, а если вы не контролируете, что именно смотрит ваше дитя, то ждите появления слов-сорняков и даже ругательных выражений.

В общем, если ваш ребенок к моменту поступления в школу:

• Умеет составлять только небольшие, чаще всего односложные предложения

• Не может описать увиденное эпитетами, а также составить большое предложение описательного характера

• Не способен вести длительный диалог на близкую ему тему

• Не может составить монолог из нескольких предложений, пересказать текст, описать увиденную ситуацию или сюжет мультфильма

• Сталкивается с проблемой при попытке грамотно сформулировать волнующий его вопрос или дать развернутый ответ

• Имеет в речи много сленговых выражений, ругательств, «сорняков»

• Не может правильно регулировать интонации речи (например, задает вопрос утвердительно или наоборот)

• Имеет плохую дикцию

значит, вам пора начать делать упражнения на развитие речи дошкольников.

Как работать над проблемой

Сначала стоит выяснить, какие именно речевые проблемы у вашего ребенка. Побеседуйте с ним на разные темы, понаблюдайте за ним в момент разговора. Возможно, у малыша отсутствует навык логического мышления или он не способен описать предмет, а может ему трудно составлять большие предложения. Для каждой проблемы существует свое упражнение, и, комбинируя их, можно составить небольшой домашний комплекс, который поможет работать над речью вашего дошкольника.

Хорошим советом будет также посещение логопеда, который не только лично займется проблемой, но и посоветует упражнения для домашних занятий.

В заключение, несколько идей для детских игр на развитие речи дошкольников

Упражнение на развитие абстрактного мышления

Если ребенок не может связно отвечать на вопросы, описывать окружающий мир и особенно сюжетную линию, попробуйте поиграть с ним, беседуя о какой-нибудь сюжетной картинке. Для этого хорошо подходят кубики, раскраски, пазлы или беседа о любимом мультфильме. Задавайте вопросы «Что?» «Где?» «Почему?» и помогайте ребенку отвечать правильно.

Упражнение на обогащение речи

Рассматривайте с малышом картинки или смотрите мультфильмы, при этом задавая вопросы о размерах, цветах и виде объектов. Подсказывайте ребенку другие слова для описания предметов, например, принцесса не большая, а высокая.

Упражнение на речь в виде диалога

Поиграйте с малышом в интервью, пусть он будет журналистом, а вы известным персонажем, он будет задавать вам вопросы, вы отвечать, а потом наоборот.

И главное, почаще разговаривайте с ребенком, интересуйтесь им, и тогда проблем с речью у него не возникнет