64 Моральный развитие дошкольника

В дошкольном возрасте социальное пространство познается постепенно, через стремление ребенка реализовать свою потребность в любви и эмоциональной поддержке, через стремление реализовать свои притязания на признание Реале изуючы эти потребности, ребенок усваивает ценностное отношение к обязанностям, к тому, что \"нужно\", к моральным норальних норм.

Усваивая обязанности и права, накапливая определенные знания о них, ребенок еще долго не осознает их значения для себя как человека, принадлежащего к определенной культуре Для дошкольника права и обязанности психологического чно отчуждены от его личности, существуют вне его, при этом обязанности выступают в его сознании как акт насилия, а права растворены где-то в социальном пространстве и существуют как некая абстракциия.

В культуре любого народа исторически выработаны обобщенные эталоны этической оценки Они выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла Ребенок усваивает значение этических эталонов че Ерез общения со взрослым или другим ребенком Моральный развитие ребенка в большей степени зависит от того, насколько у нее развита способность соотносить свои действия с этическими эталонамами.

В практике воспитания существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка Достаточно продуктивным является метод, когда ребенок встает в таких условиях, когда она вынуждена соразмерять свои реальных ни действия с этическими эталонами Овладение нравственными действиями приводит к тому, что ребенку становится больно осознавать идентичность своих поступков и действий отрицательной модели, возникает у ребенка желание больше соответствовать положительной моделлі.

Формирование положительных личностных качеств через соотношение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ней доверительно и доброжелательно, выражая определенном ность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемое сдвиги в дальнейшем развитии в личности младенцеви.

Потребность соответствовать положительному эталону поведения возникает только в том случае, когда для ребенка тот или иной поступок или те или иные формы поведения приобретают определенного личностного смысла Недовольство я ребенка себе является основой для перестройки его поведения Хотя бывает, что дети соотносят себя с отрицательным эталоном и идентифицируют себя в определенной степени приближенных к немуго.

Позднее дети понимают сущность негативного нравственного эталона, сохраняют эмоциональный интерес к отрицательного поступка Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на негативное и моральный эталон в поведении В своих реальных поступках они ведут себя соответственно социальных ожиданий, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характ Эрни отрицательные формы поведения Часто это происходит потому, что при оценке взрослыми отрицательных персонажей чувствуется снисходительное отношение к ним, легкая, безобидная Иронинія.

В процессе общения со взрослыми происходит усвоение первый моральный эталонов Сначала ребенок делает морально не потому, что осознает общественную значимость выполнения определенных правил, а потому, что у нее й возникла необходимость считаться с мнением и выполнять требования людей, связанных с ней Как бы критически не оценивала ребенок свое поведение, все же в основе ее оценки лежит эмоционально положительное отношение к себя, возникшее еще в раннем детствеві.

Ориентирами поведения для ребенка могут стать и сверстники, которые пользуются популярностью в детской группе Нравственные эталоны усваиваются в процессе общения в группе, где ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения согласно других лиц, приспосабливая эти нормы и правила к различным конкретных ситуациий.

Осуществляя нравственный поступок, который соответствует эталону, ребенок ждет положительной оценки взрослого, поскольку одобрение подкрепляет ее желании быть признанным В ожидании одобрения со стороны окружающих ребенок мо оже специально демонстрировать свои достоинства Ориентируясь на оценку, которую дает взрослый тому или иному поступку, ребенок находится только на первом этапе нравственного развития его поведение может приобретать где монстративних форм, когда используются любые средства, чтобы заслужить одобрение Но следует перестроить ориентацию ребенка по оценке взрослого на поступок Ведь в самом моральном поступке ребенок должен с остальными черпать удовольствиемлення.

Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного возраста заключается не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов, но и в том, что между различными видами мотивов складываются подчинения ковки, иерархия: одни приобретают важное значение для ребенка, чем другие Поведение младшего дошкольника неопределенная том, что разные мотивы сменяют друг друга и в зависимости от изменения ситуации поведением й руководит то один, то другой мотив.

Подчинение мотивов является одним из важнейших новообразований в развитии личности дошкольника Если главными становятся общественные мотивы поведения, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев в будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, которые толкают его на то, чтобы обидеть другого или солгать Напротив, преобладание стремления лично получить удовольствие, демонстрировать свои истинные или ложные превосходства над другими, может привести к серьезным нарушениям в поведении младенцевни.

Возникновение подчинения мотивов не говорит о том, что ребенок во всех случаях руководствуется одними и теми же социально значимыми мотивами В поведении любого человека обнаруживаются многочисленные мотивы Ал ле подчинения мотивов приводит к тому, что различные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в системму.

Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их усвидомлюваности Ребенок начинает все больше осознавать побуждения и последствия своих поступков Это становится возможным из-за решения виток у дошкольника самосознания - понимание того, кем он является, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение четко самосознание проявляется в самооценке есть в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возсті.

Предпосылка развития самосознания - отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства К началу дошкольного возраста, ребенок осознает только сам факт, что она существует Пока и еще она по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах Стремясь, как взрослый, ребенок трех-четырех лет не учитывает свои реальные возможности Она просто приписывает себе все положительные, с хвалювани взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются Для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых она может д ивитися якобы сбоку оценке сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми То же происходит и при самооценкеооцінці.

Старшие дошкольники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих Это имеет большое значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения но Орм поведения, подражания положительных образцов Вместе с тем ребенок начинает сознательно использовать отношение окружающих к тем или иным ее качеств и поступков Дети, как правило, прекрасно осознают, что впе ртисть является нарушением норм поведения, и тем не менее сознательно обнаруживают ее, но только в тех взрослых, которые идут на уступки Ребенок может подчеркивать свои детские черты, которые вызывают любовь и захватите ления взрослых, и добиваться таким образом удовлетворения всех своих желанийжань.

Мир социальных отношений требует от ребенка нравственного развития, который определяется такими составляющими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией с самого ребенка Наибольшее значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения течение раннего и дошкольного возраста ребенок через общение с окружающими его людьми усваивает со ные нормы поведения Усвоение норм предполагает, что, во-первых, ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение, во-вторых, у ребенка в процессе общения с другими людьми производятся Обычн ки поведения Если ребенок действует, выходя за рамки привычного поведения, у него возникает ощущение дискомфорта, в-третьих, ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим норнорм.

Отношение к моральным нормам и исполнение развивается у ребенка через общение со взрослыми Взрослый своим отношением к поступку ребенка санкционирует определенный тип поведения, помогая ребенку осмыслить и рациональность и необходимость определенного нравственного поступка Именно на фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание в сфере морального поведенияки.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter