Влияние подвижных игр на физическое и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем коллективе практикуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, семинарах, педсоветах, открытые просмотры, консультации, конкурсы …

Одна из наиболее эффективных форм —  самообразование, позволяющее педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.

В этом учебном году решила изучать тему «Влияние подвижной игры на эмоциональное и физическое развитие младших дошкольников». Такой выбор был подкреплен  тем, что, набирая новую группу, я  знала, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, нас ждал  напряженный, всегда связанный с поиском этап работы.

Наблюдая за детьми, беседуя с родителями, наблюдая за взаимоотношениями детей и родителей. Я сделала выводы, что родители недооценивают важность двигательной активности для формирования физического и психического здоровья  детей. Дома родители предпочитают занять ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, а в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов, игрой на компьютере. Лишают самостоятельности детей в самообслуживании, ограничивают детей в движении: дети очень мало ходят (родители их возят везде на машинах), одевают и раздевают, умывают, кормят из ложки.

И как следствие у детей слабо развиты многие двигательные навыки. Причины этого кроются в современном образе жизни.  Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в нашем дошкольном учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского и др. подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.

Работать над темой начала с того, что определила  цели и задачи:

Цель: Укреплять здоровье детей, способствовать их правильному физическому развитию; Содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями через организация   подвижных игр.

Задачи :

  1. Изучить  литературы и Интернет-ресурсов по теме;
  2. Составить перспективный план подвижных игр. картотеку подвижных игр и упражнений.
  3.  Удовлетворение потребности детского организма в движениях;
  4. Развитие двигательных, скоростных и силовых качеств, общей выносливости;
  5. Развитие глазомера и силы рук;
  6. Укрепление у детей силы мышц рук и туловища.
  7. С помощью подвижных игр облегчить симптомы адаптации у детей.
  8. Способствовать формированию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач по воспитанию ребёнка.
  9. Выявить значимость подвижных игр в развитии детей;

Подвижная игра - специфический вид двигательной деятельности. Она является сознательной деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. Подвижные игры занимают ведущее место  в физическом воспитанииздорового человека.

Подвижная игра как средство рекреации обладает целым рядом качеств, среди которых важнейшее место занимает высокая эмоциональность играющих.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны творческие активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом (темой, идеей). Эти действия частично ограничиваются правилами.

Говоря о влиянии игры на умственное развитие ребенка, следует отметить, что она способствует развитию логического мышления, учит укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для обдуманного поведения, а вне игровой деятельности приводит к развитию элементарной самоорганизации, самоконтроля.

На протяжении года дети играли в подвижные игры: сюжетные игры,  бессюжетные игры, игровые упражнения ,игры-забавы, благодаря которым у них развивались как физические качества (быстрота, выносливость, координация движений, мышечная сила, ловкость), так и основные психические процессы (внимание, мышление, память, речь). В своей работе я использовала русские народные подвижные игры («Пузырь», «Зайка серенький сидит» и т.д.), игровые упражнения на развитие тех или иных физических характеристик (например, задачами игрового упражнения «Догони мяч» было развитие умения сохранять во время ходьбы и бега необходимое направление). подвижные игры с разной подвижностью проводила во время занятий лепкой, рисования, конструирования,  рэмп; во время прогулок, утренних приемах, в вечернее время. Много играли во время холодного периода, когда прогулки были сокращены или  нельзя было гулять из-за погодных условий.

Во время проведения игр старалась создать эмоционально благоприятную атмосферу. учитывала индивидуальные особенности детей, их потребности в движении, изменяла сюжеты в связи с целью занятия, темы (например «Птички в гнездышках» можно «Дружная семейка», тема дружбы и семьи и т.д.). Многие игры проходили под музыку. Большое внимание я уделяла развитию доброжелательных отношений между детьми, поддерживала радостное настроение у малышей.

В своей работе я опиралась на знания о психофизиологических особенностях детей возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, лёгкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость).

При знакомстве с подвижной игрой я сначала объясняла правила, показывала движения, обращала внимание на сигналы, по которым следует менять или прекращать свои действия. После этого уже совместно с детьми я играла в игру, выполняя ту или иную роль. Затем роль передавалась одному из детей по их желанию (игры «У медведя во бору», «Птички и кошка», «Зайцы и волк» и т.д.). Игры были подобраны таким образом, чтобы сюжет был понятен и хорошо знаком детям.

Мною проведены мероприятия для детей. (детей всего детского сада) «Праздник розового слона» с музыкальной гимнастикой,  подвижными играми с воздушными шарами « Лопни шарик», «Перебрось соседу»; «Веселые силачи»;в качестве главного героя проводила подвижные развлекательные игры  на празднике «День смеха», «Конституция детям»;проводила для своих детей. развлекательные вечера «Любимые подвижные игры», «День Космонавтики», «Новогодний праздник» на котором играли в подвижные игры: «Прятки с Дедом Морозом», «Зайка серенький сидит», «Игра со снежками», «Заморожу»;

Для родителей- индивидуальные контакты, консультации “Первые дни в ДОУ”,

«Как помочь малышу привыкнуть к детскому саду»; на родительском собрании выступала по теме «Адаптация детей», где раскрывала вопрос адаптации детей и взрослых, педагогов, родителей; подготовила и провела для родителей праздник «Мама - солнышко мое» в рамках краткосрочного социального проекта, на котором присутствовало 19 родителей. 19 детей. Несколько консультаций по теме «Играем вместе с детьми дома » .

В результате работы получила следующие результаты:

  • ·дети легче адаптировались к условиям детского сада;
  • ·у детей выработались умение слушать и слышать речь взрослого;
  • ·развился навык начинать и заканчивать действия по сигналу воспитателя ;
  • ·были удовлетворены потребности детей в движении с учётом их индивидуальных особенностей;
  • ·дети освоили основные виды движений;

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ