Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Библиографическое описание: Решетникова И. В. Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии [Текст] / И. В. Решетникова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М. Буки-Веди, 2012. — С. 184-186.

Современные экологические, социальные, экономические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в речевом развитии. В настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. При этом количество воспитанников дошкольных образовательных учреждений, имеющих данную речевую патологию, растет с каждым годом. Так, в логопедических группах нашего ДОУ по данным диагностического обследования в 2010 году количество детей с общим недоразвитием речи составляло от 50 до 80%. По результатам проведенного логопедического обследования речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в 2011году 90% воспитанников имеют общее недоразвитие речи 3 уровня.

Отличительной особенностью таких детей является нарушенное формирование у них навыков связной речи, обусловленное недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, а также недостаточной сформированностью звуковой и смысловой сторон речи [3, с.72]. Поэтому использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ преимущественно словесных методов и приемов не имеет должного эффекта. Однако, многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить и запомнить на основе словесного объяснения взрослого в процессе образовательной деятельности, легко усваиваются, если эти знания даются ему с помощью вспомогательных средств с использованием образов и образных фантазий, открывающих новые возможности для развития речи.

Таким средством в нашем дошкольном учреждении стала студия детской мультипликации.

Мультипликация как одна из форм экранного искусства представляет собой синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра, танца. Выразительно-изобразительные средства каждого из этих видов искусства по-своему воздействуют на представление, воображение, зрительную память, мыслительную активность, раскрытие творческого потенциала. Сюжетность, зримость образов, звуковое сопровождение заставляют детей сопереживать, сопроживать сюжет вместе с героями. У ребенка это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, проявляющуюся в самых разных формах, в том числе, в форме речевого высказывания.

Учитывая вышеизложенные аспекты, мы предположили, что можно повысить уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР, если систематически проводить совместную деятельность посредством мультипликации.

Работая учителем–логопедом в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста, я выделила для себя следующие направления совместной деятельности в процессе создания мультипликационного фильма:

1 этап - «Предварительная работа» - включает в себя беседу с детьми «Тайны мультипликации». На данном этапе происходит накопление опыта, дети рассказывают о своих представлениях в создании мультфильма, и моя задача заключается в том, чтобы дать более широкое, красочное и доступное объяснение воспитанникам о том, как создаются мультфильмы, побудить детей к желанию их создавать.

2-й этап - «Разработка сюжета». Дети придумывают героев мультипликационного фильма сами или по выбранному сценарию из всемирной библиотеки сказок, совместно с родителями, с использованием элементов фольклора (потешки, пословицы, поговорки). В сюжетно-ролевых играх, с элементами театрализации, дети проигрывают различные ситуации речевого общения через перевоплощение в мультипликационных героев. Прослушивание аудио-сказок, а также использование в логопедической работе разных видов театра (пальчиковый, перчаточный, теневой, деревянный, плоскостной, кукольный) приближает воспитанников к театральному искусству и миру актеров. Просмотр мультипликационных фильмов с образцами правильной речи в соответствии с лексическими темами, - неотъемлемая часть этапа разработки сюжета, а детям с общим недоразвитием речи необходимо обязательно слышать эталон правильной речи и приближаться к нему. Ниже приведена таблица соответствия мультфильмов лексическим темам.

Мультфильмы, используемые при прохождении лексических тем